В Абу-Даби Себастьян Феттель одержал седьмую подряд победу, опередив Марка Уэббера на 30 секунд. В обстоятельном интервью Sky Sports четырехкратный чемпион мира и консультант Renault Sport Ален Прост рассказал о впечатлениях от побед немецкого гонщика и подготовке Renault к следующему сезону.
Вопрос: Теперь в истории Формулы 1 два четырехкратных чемпиона: вы и Себастьян Феттель. Что вы думаете о его выступлениях в этом году?
Ален Прост: Себастьян произвёл неизгладимое впечатление. Уже несколько гонок я пытаюсь понять, что происходит внутри команды, как она работает, чем объясняется столь продолжительное доминирование. Это поразительно. Себастьян глубоко вовлечен в работу Red Bull Racing, он тратит много времени, чтобы добиться прогресса в разных областях, анализирует малейшие особенности работы шасси или мотора. Его стиль пилотирования немного отличается от того, что использует Марк Уэббер.
Себастьян постоянно стремится к большему и очень эффективно работает с резиной, особенно с шинами Soft. Именно эти качества он продемонстрировал в Абу-Даби. На старте Феттель сумел вырваться вперед и опередить всех остальных на полминуты. Добиться столь высоких результатов можно только за счет долгой и напряженной работы. Кроме того, нужно собрать всё воедино. У него всё это есть, поэтому его выступления производят неизгладимое впечатление.
Вопрос: Нет ли у вас ощущения, что нынешняя ситуация с резиной немного напоминает времена Goodyear? Себастьян получил преимущество над остальными за счёт умения реагировать на изменение поведения резины?
Ален Прост: Думаю, да. Как я уже говорил, необходимо много работать и хорошо разбираться в особенностях поведения шин. С другой стороны, мы все понимаем, что иногда в работе с резиной вам может помочь ваш стиль пилотирования. Лично у меня было много проблем с шинами для квалификации, и я никогда не понимал почему. У Феттеля всё под контролем.
Вопрос: Что вы думаете о выступлениях Романа Грожана? Вы заметили, как он изменился после заявления Кими Райкконена о переходе в Ferrari?
Ален Прост: Мне показалось, что уход Кими ему помог психологически. У Романа неплохая скорость, но ему не хватает стабильности. Он провел много отличных гонок, особенно успешным оказался Гран При Индии. Грожан сохранил прежнюю скорость, но стал пилотировать безопасно, избегая лишнего риска.
В Абу-Даби ему не удалось выступить столь же успешно, как в Индии. Он мог подняться на подиум, но его второй пит-стоп слишком затянулся. Я думал, что он проедет более длинный отрезок, а затем перейдёт на Soft, но в команде приняли другое решение. Мне кажется, это небольшая ошибка, но сейчас сложно об этом судить. Впрочем, Роман сохранил позицию и не слишком сильно атаковал. Он понял, что иногда лучше сохранить позицию, чем вылететь с трассы.
Вопрос: У него есть потенциал однажды стать чемпионом мира?
Ален Прост: Роман добился прогресса за несколько предыдущих Гран При. Следующий шаг – он должен выиграть гонку. После первой победы отношение к нему изменится. Кроме того, выиграв гонку, вы постоянно нацелены на победу независимо от того, с какой позиции стартуете. Нужно постепенно двигаться дальше.
Вопрос: Ваш сын Николя работает тест-пилотом в Lotus. Он что-нибудь рассказывал о том, кто станет напарником Романа в следующем году?
Ален Прост: Не думаю, что напарником Романа окажется мой сын. Николя много работает на симуляторе – возможно, он лучше всех подходит для этого. В 2013-м он провел 50 дней, работая на симуляторе. Мне кажется, ему нравится, что он делает. Я не знаю, кто будет основным гонщиком в следующем сезоне.
Вопрос: Значит, он не делится с вами инсайдерской информацией?
Ален Прост: Нет, он делится со мной кое-какой информацией, а я с ним. Мы семья, но мы не обсуждаем работу.
Вопрос: Насколько сильно отличается работа на симуляторе от реальных тестов, какое значение она имеет в современной Формуле 1?
Ален Прост: Я не могу работать на симуляторе, поскольку принадлежу к совершенно иному поколению гонщиков. Я даже не могу попробовать – у меня начинает кружиться голова. Единственное, что я могу сказать, симулятор отлично помогает в работе. Впрочем, всё зависит от его эффективности.
Мне кажется, симулятор сыграет важную роль в межсезонье и в следующем году, ведь гонщикам предстоит разобраться во всех системах, научиться эффективно с ними работать. Впрочем, если есть возможность проводить реальные тесты, то ничего не сможет их полностью заменить.
Вопрос: Поговорим о двигателях для следующего сезона. Что вы ждете от Renault?
Ален Прост: До начала нового сезона осталось совсем немного. Если реально смотреть на вещи, а я знаю, что в Renault поступают именно так, то нам надо работать с тремя аспектами: скорость, надежность и интеграция двигателя в машину. Мы тесно сотрудничаем с лучшими командами – Red Bull Racing и Lotus. Возможно, подход к работе с ними немного отличается. Кроме того, мы не знаем, каких результатов добились остальные мотористы. Мне кажется, интеграция мотора в машину и его надежность – это более важные факторы, чем эффективность двигателя в целом.
Вопрос: Во времена турбомоторов у вас был очень хитрый напарник в лице Ники Лауды, умевший экономить топливо. Как будут развиваться события в следующем году? Гонщики будут продумывать свои действия в гонке и не смогут максимально использовать потенциал машины?
Ален Прост: Хороший вопрос. Я не хочу, чтобы в конце гонки у машин заканчивалось топливо, и они сходили с дистанции. У гонщиков будет определенное количество энергии, и они сами будут решать, как с ней работать. Да, они уже не смогут максимально использовать потенциал машины на всём протяжении гонки.