С пилотом G-Drive Романом Русиновым мы вновь встречались в весьма необычной обстановке. На этот раз – на презентации шоу «Гонка тысячелетия», которое пройдёт в Олимпийском 1 октября. Компания "Газпромнефть" выступает в роли генерального топливного партнёра шоу, а Русинов участвует в нём в качестве спортивного директора.
Разговор наш, однако, касался не шоу, а настоящих спортивных баталий в чемпионате мира по гонкам на выносливость FIA WEC. За последние годы мы привыкли к победам Романа и команды G-Drive Racing. В 2016-м машина российского пилота опять одна из быстрейших, однако в графе побед у команды до сих пор стоит 0, и шансы отстоять свой титул уже утеряны.
Кроме того, в команде нет типичной стабильности состава. Роман Русинов и Рене Раст отлично сработались, но вот с местом третьего пилота чехарда продолжается. G-Drive начинал сезон с Натанаэлем Бертоном, провёл "24 часа Ле-Мана" с Уиллом Стивенсом, а в оставшейся части чемпионата к экипажу присоединился Алекс Брандл. О том, что происходит с командой, мы и попросили рассказать Русинова.
Вопрос: Роман, ситуация у вас в WEC в этом году странная... У вас…
Роман Русинов: (перебивает) …самая быстрая машина, но ни одной победы одержать не удалось? Да, это так. Думаю, что на первых двух гонках нам не хватало одного важного элемента…
Вопрос: Сильного третьего гонщика?
Роман Русинов: Одного важного элемента. И этот элемент у нас появился в Ле-Мане. Вообще же в начале года мы всё сделали правильно. В четырёх первых гонках мы завоёвывали поул с секундным преимуществом, это очень здорово. В Мексике тоже можно было бы взять поул, но мы немного не попали с настройками – однако в гонке всё равно были самыми быстрыми. То же самое было и в США. Но победа каждый раз ускользала – по разным причинам. На двух первых гонках у нас происходили аварии, когда за рулём был Натанаэль. В Ле-Мане, давайте говорить откровенно, Уилл Стивенс не должен был заводить машину на дозаправке, за что мы получили минутный штраф. И этот штраф можно и нужно было оспорить – тут ошибку допустили менеджеры. Потом сломалась коробка, потом тормозной диск. Это очень большая потеря – в двух гонках мы не набрали ни одного очка.
Вопрос: Что случилось в Остине?
Роман Русинов: На последнем этапе в Америке Алекс Брандл допустил ошибку, четыре раза подряд выехал за пределы трассы. Нам пришлось стартовать последними, чтобы отыграться, решили заехать в боксы на три круга раньше, и в дальнейшем это лишило нас каких-либо шансов. Потому что потом были так называемые FCY (Full Course Yellow – режим, когда вся трасса находится под жёлтыми флагами, и необходимо сбросить скорость – прим. F1News.Ru), и остальные останавливались в этот момент, а нам приходилось делать это раньше. Мы на этом потеряли примерно 1:30-1:40, так что говорить о победе уже не приходилось.
Вопрос: Хорошо, давайте по порядку. Вы довольны текущим составом гонщиков команды?
Роман Русинов: (Длинная пауза) Можно я не буду отвечать на этот вопрос? (Снова пауза) Я очень доволен Рене Растом. И был доволен Уиллом Стивенсом в Ле-Мане. Сложность с Рене в том, что он заводской пилот Audi, и мы можем потерять его в любой момент, если в Audi попросят его уйти, например, в DTM. А произойти это может. Любой пилот, который приходит в G-Drive, прибавляет в рейтинге – так было с Сэмом Бёрдом, с Майком Конвеем… То же самое и с Рене. Но в этом году мы уже не претендуем на титул, поэтому есть вероятность, что мы потеряем Рене ещё до конца года.
Вопрос: Все эти многочисленные случайности и неприятности…
Роман Русинов: (снова перебивает) Нет никаких случайностей. То, что произошло с тормозами Brembo, это совсем не случайность. В течение шести месяцев мы знали об этой проблеме и пытались её как-то решить. Но, к сожалению, в Oreca нас убедили, что всё в порядке. И моя ошибка в том, что я с ними согласился, а нужно было поставить вопрос ребром – либо вы меняете производителя тормозов, либо я не выхожу на старт. Как я и сделал после Мексики. Я также пошёл и к комиссарам и объяснил проблему – ведь нам очень повезло, что в результате этой поломки Рене не врезался в стену, это могло быть очень серьёзно. Производитель тормозов не имеет права так ошибаться, это важнейший элемент машины. Но, к сожалению, с подобными проблемами столкнулись не только мы, и даже не только команды LMP2.
Вопрос: И вы перешли на тормоза AP, такие же, как те, что стоят на вашей второй машине, выступающей в ELMS?
Роман Русинов: Да, и с ними всё хорошо.
Вопрос: Хорошо, давайте по порядку. С организационной точки зрения в команде всё в порядке?
Роман Русинов: С организационной – да, всё в порядке. Ещё раз подчеркну – мы выбрали на этот сезон самую быструю машину, мы всё сделали правильно. С точки зрения подготовки к межсезонью мы были и остались лучшими. Здесь проблем нет.
Вопрос: Но в двух последних гонках вам и поул не удалось заработать.
Роман Русинов: Не удивительно. Если четыре раза подряд выехать за пределы трассы, то тебя оштрафуют. В Мексике история другая – на этой трассе шасси Ligier просто быстрее, чем Oreca.
Вопрос: Оставшиеся трассы больше подходят вашей машине?
Роман Русинов: Да, они подходят больше, но, если честно, я уже начал работать над следующим сезоном. Ближайшие две недели у меня жёстко расписаны – сейчас я вылетаю в Спа, там проведём переговоры с двумя производителями шасси, потом в Италию, потом ещё в несколько мест… До следующего этапа в Японии у меня намечено восемь встреч. До 3 октября мы уже должны принять решение, в каком направлении двигаться. Важно сделать это уже сейчас, потому что омологация проводится перед Новым годом, а мы знаем, как сделать машину быстрее. Примерно такая же ситуация, как и пару лет назад, когда мы помогли доработать шасси Ligier, и оно в итоге стало самым титулованным в категории.
Вопрос: В следующем году LMP2 ждут большие перемены – вступают в силу новые правила.
Роман Русинов: Да, мощность двигателя серьёзно возрастёт. Мы определённо станем быстрее, чем LMP1 Light. И я не исключаю, что в дождь мы будем ехать так же быстро, как машины LMP1.
Вопрос: Но при этом число производителей шасси ограничено – разрешение получили только четыре компании. Как вы планируете выбирать среди них?
Роман Русинов: Мы не рассматриваем американское шасси – мы выбираем между Dallara, Oreca и Ligier. Какое из них лучшее – пока никто не знает. Но мы работаем со всеми тремя производителями уже целых три месяца. У нас есть некоторые цифры, и по ним мы сможем понять, в каком направлении двигаться. В последние годы мы делали выбор правильно.
Вопрос: Вас расстраивает текущая ситуация, когда вы не выиграли ни одной гонки и потеряли шансы на победу в чемпионате?
Роман Русинов: Знаете, я многому научился в этом году. Скажем, в ситуации с тормозами нужно было реагировать сразу. Мы промедлили, так как в какой-то момент казалось, что проблемы решены. Это потом мы узнали, что на таких же машинах Manor в пяти гонках с этими тормозами в четырёх были проблемы… Я не хочу оправдываться, ни в коем случае. Есть выводы, которые мы сделали, есть грабли, на которые мы наступили и постараемся не наступать в дальнейшем. Да, к сожалению, победить пока не удалось. Но мы никогда не были столь сильны с точки зрения скорости, как в нынешнем году. Это говорит о том, что мы правильно выбрали инженеров. А это самое важное.
Вопрос: На ваш взгляд, изменения в правилах пойдут на пользу чемпионату?
Роман Русинов: Я думаю, что да. Самый главный вопрос сейчас – бюджет, потому что стоимость участия значительно увеличивается. Нет, дело не в стоимости шасси – это только малая часть от того, что придётся потратить. Стоимость шасси по правилам чемпионата фиксирована, но на неё никто не обращает внимания, потому что это цена без мотора, без электроники и всех тех систем, которые и делают её самой быстрой. То есть , в действительности, чтобы машина показывала нормальную скорость, тебе нужно вложить в неё втрое больше, чем она стоит.
Вопрос: В случае с дисквалификацией Алекса Брандла в квалификации, возможно, тоже нужно было идти к стюардам?
Роман Русинов: Нет, это другой случай. Честно говоря, я даже не хочу это комментировать. Но я на 100% согласен с комиссарами – в правилах написано, что нельзя выезжать за пределы трассы. Так что они правы.
Вопрос: Сам по себе выбор Алекса Брандла как третьего пилота вашего экипажа был немного неожиданным…
Роман Русинов: Это был как раз один из тех моментов, где решение могли принимать наши технические партнёры, Jota Sport. В следующем году мы эту ситуацию изменим.
Вопрос: Вы говорили, что вам нравится Гидо ван дер Гарде как гонщик. Сейчас он выступает за G-Drive в ELMS. Вы не рассматривали возможность перевода его в свой экипаж?
Роман Русинов: Да, мне нравится Гидо, он отличный парень. Но он не первый номер в моём списке. Да, я хотел, чтобы Гидо сел за руль вместо Бертона. И это был бы отличный вариант для третьего пилота команды. Но Раста он не заменит.