В Сузуке многие гонщики жаловались, что соперники игнорировали синие флаги или смещались с траектории в зоне торможения. После пятничных свободных заездов в Остине эти проблемы вновь обсуждались на брифинге пилотов с Чарли Уайтингом, директором гонок FIA, и Карлос Сайнс прокомментировал итоги этого разговора.
Вопрос: Карлос, вы довольны пятницей? Всё прошло хорошо или плохо?
Карлос Сайнс: Не хорошо, но и не плохо – обычная пятница. Как и на нескольких предыдущих этапах, в свободных заездах, возможно, мы выглядели несколько увереннее, чем в квалификации. Но если говорить о плюсах, то в гонке всё должно быть несколько лучше, ведь машина неплохо справляется с длинными сериями кругов. Я настроен позитивно, но понимаю, что в квалификации нам придется нелегко – в Mercedes и в Renault увеличат обороты двигателей. Впрочем, гонка всё равно может получиться интересной.
Вопрос: В Pirelli говорили, что в гонке могут возникнуть проблемы с SuperSoft, поскольку прогноз обещает более жаркую погоду в воскресенье: температура может вырасти на пять или шесть градусов, соответственно повысится деградация резины. Как это повлияет на вас?
Карлос Сайнс: Это повлияет на всех, ведь в пятницу намного прохладнее, чем мы ожидали, поэтому условия для работы шин SuperSoft были не столь суровыми. Сейчас у нас много вариантов тактики, которые могут сработать, но если в воскресенье потеплеет, уже после нескольких первых кругов гонки может выясниться, что все эти расчеты неактуальны.
Вопрос: Судя по всему, у вас проблемы на этой трассе. На какой результат вы рассчитываете?
Карлос Сайнс: Конечно, нам не помогает длинная прямая – из кокпита она кажется слишком длинной, и на всём ее протяжении мы теряем время. В остальном, на первом секторе мы были более-менее конкурентоспособны, на втором – у нас проблемы, но мы можем немного отыгрываться на третьем секторе.
Ситуация очень похожа на два предыдущих Гран При. Конфигурация этих трасс во многом схожая, поэтому я уверен, что мы выступим примерно на том же уровне, что в Сузуке и Малайзии. Мы знаем, что в этой гонке будет два или три пит-стопа, поэтому у нас больше возможных вариантов тактики. Это плюс. Но в пятницу на длинной серии кругов мы выглядели немного лучше, чем в Малайзии или Сузуке.
Вопрос: Повороты на первом секторе похожи на эски Сузуки?
Карлос Сайнс: Эта трасса сочетает элементы Сузуки и Сильверстоуна и, возможно, немного больше напоминает британскую трассу. Нам это нравится. В пятницу было очень пыльно и ветрено, поэтому некоторые гонщики допускали ошибки. Возможно, в квалификации эта ситуация повторится, так что нужно быть готовым ею воспользоваться. Вероятно, направление ветра изменится… По ТВ этого не видно, но эти обстоятельства важно учитывать, поскольку они могут повлиять на расстановку сил.
Вопрос: Как ветер влияет на пилотирование машины Формулы 1?
Карлос Сайнс: Даже когда вы едете по шоссе на обычной машине на скорости 120-140 км/ч, сильный ветер уже чувствуется, но за рулем машины Формулы 1 на скорости за 320 км/ч эти ощущения в четыре раза сильнее. Я могу точно сказать, что он сильно влияет на поведение машины, особенно на этой трассе, где много скоростных поворотов. Из-за сильного порыва ветра на выходе из поворота баланс машины может заметно измениться, поэтому в пятницу были ошибки, с этим связанные.
Вопрос: Что вы думаете о ситуации с синими флагами в Сузуке?
Карлос Сайнс: Я не критикую круговых.
Вопрос: Тогда кто был этим недоволен на брифинге гонщиков?
Карлос Сайнс: Все остальные (смеется). Я понимаю, что гонщикам топ-команд приходится нелегко. Но они понимают, что нам тоже сложно. Всё это было сказано в пылу момента: когда вы боретесь за позицию, вы выходите на связь с командой и начинаете жаловаться – в этот момент вам больше некому пожаловаться...
Вопрос: А что вы думаете о смене траектории в зоне торможения?
Карлос Сайнс: Мы постоянно говорим об этом на встречах, но я не знаю почему. Мне кажется, у Чарли Уайтинга есть своё мнение на этот счёт. Он проанализирует все наши комментарии, и в воскресенье в FIA могут принять решение, что будут действовать строже. Всё это мы узнаем в воскресенье. Если же ничего не произойдет, то в силе останутся те же правила, что были в Сузуке.
Вопрос: Что лично вы думаете об этом? Вы считаете, что менять траекторию опасно, или это часть гонок?
Карлос Сайнс: Я считаю, что это опасно, но до определенного момента всё честно. Это стало прецедентом: за последние несколько лет мы много слышали о смене траектории в зоне торможения, но мне кажется, сейчас это стало происходить чаще, поскольку у нас никогда не было соответствующего правила и за это не штрафовали. Не секрет, что за счёт маневров в зоне торможения можно получить небольшое преимущество, а поскольку каждый гонщик старается пилотировать на пределе, он постарается этим воспользоваться.
Пока непонятно, как работают эти правила. Если вы едете в секунде перед более быстрой машиной, то должны ли вы её пропустить, когда появляются синие флаги? Или можете ли вы смещаться с траектории в зоне торможения? Поскольку в этом нет ясности, стюардам приходится интерпретировать каждый маневр, а это нелегко. Я считаю, что должны быть четкие правила, в которых всё прописано, но я понимаю FIA в том, что они предпочитают разбирать каждый случай в конкретных обстоятельствах.
Вопрос: Нет ли у вас ощущения, что ситуацию осложняет тот факт, что в каждой гонке разные стюарды?
Карлос Сайнс: Именно поэтому я так думаю. Я знаю, что если бы были одни и те же стюарды, то было бы понятно, какими правилами они руководствуются и какой подход используют. Но поскольку в FIA предпочитают заниматься интерпретацией каждой ситуации, и в каждой гонке это делают разные люди, то появляются ситуации, когда вы приезжаете на гоночный уик-энд и не знаете, как можно поступать, а как действовать нельзя. Поскольку в каждой гонке меняются стюарды, то должны быть чёткие правила, и если вы их соблюдаете, то всё в порядке, а если нет, то получаете штраф и так далее.
Вопрос: Стюардов не так много, и многих из них вы видите регулярно. Нет ли у вас ощущения, что одни и те же люди стабильно используют один и тот же подход в анализе спорных моментов?
Карлос Сайнс: Да, я это чувствую. Возможно, не все со мной согласятся. В Сочи я попал в аварию и получил за это штраф. Я понимаю, почему это произошло, и почему это не должно было произойти. Именно поэтому я не могу понять, какой вариант лучше: на каждой гонке нужен один и тот же стюард, который интерпретировал бы разные моменты, или нужно такое правило, которое было бы полностью понятно, а стюарды менялись бы на каждой гонке и следили за его соблюдением.
Вопрос: Смена траектории на торможении может вызвать больше проблем в следующем году, когда появятся новые машины?
Карлос Сайнс: Я так не думаю. Проблема в том, что возможны аварии. В Формуле 1 нам нужно полторы секунды, чтобы сбросить скорость с 300 км/ч до 60 км/ч. Если за это время кто-то меняет траекторию в зоне торможения, то вам повезет, если вы успеете отреагировать и избежать столкновения. Некоторые называют это мастерством, но я считаю, что это скорее везение. Решения должны принимать в FIA.
Вопрос: Маневры в зоне торможения действительно уже практиковались пару лет назад. Разве мы видели это в предыдущих сезонах?
Карлос Сайнс: Мне кажется, так было и в предыдущие годы. Я сам это видел в прошлом году в нескольких гонках.
Вопрос: Почему это не привлекло внимания?
Карлос Сайнс: Потому что в этом не были замешаны известные гонщики. Как всегда в Формуле 1, когда что-то происходит в лидирующей группе, это привлекает больше внимания. Я сам это практиковал.
Вопрос: В пылу борьбы вы отдаете себе отчет, что в зоне торможения не можете смещаться с траектории?
Карлос Сайнс: Мы профессионалы и должны это помнить, хотя это нелегко. Именно поэтому нам нужно четкое правило. Если его нет, мы будем делать всё, что угодно, чтобы защитить позицию.
Вопрос: Возможно ли тормозить на пределе возможностей и при этом менять траекторию?
Карлос Сайнс: Да. Скажу так: вы должны попасть на апекс, и идеальная точка торможения – за 90 метров. Вы можете затормозить за 90 метров, отпустить тормоза, немного повернуть руль и проехать в двух или трёх метрах в стороне от апекса, но всё равно остаться впереди, поскольку сопернику придётся что-то предпринять, чтобы избежать столкновения...
Вопрос: Но это не самый быстрый способ преодолеть поворот...
Карлос Сайнс: Да, не самый быстрый, но поскольку вы сохраняете позицию по отношению к сопернику, способ вполне эффективный.