Минувший уик-энд Мика Сало, спортивный директор чемпионата SMP F4, провёл на автодроме Moscow Raceway, где в качестве гонок поддержки во время этапа DTM проходили и гонки этой молодёжной серии. В интервью F1News.Ru бывший пилот Формулы 1 рассказал о своей работе, а также прокомментировал ряд моментов, связанных с чемпионатом мира 2016 года…
Вопрос: Вы занимаете эту должность в SMP F4 уже второй сезон – как вы оцениваете достигнутое за этот период?
Мика Сало: Да, это наш второй сезон, и мы уже доказали, что SMP F4 – серия с очень высоким уровнем соперничества, если сравнивать её с другими чемпионатами Формулы 4 во всем мире. В нашей серии выступают ребята, которые одновременно соревнуются в аналогичных сериях в Германии, Испании или каких-то других чемпионатах, так вот эти парни побеждают и там, и у нас.
Думаю, этому способствует избранный нами подход, когда всей серией занимается один оператор, финская компания Koiranen GP, в результате SMP F4 получился вполне доступным чемпионатом, где всем участникам предоставляется одинаковая техника, и всё отлично работает.
Вопрос: Как бы вы сравнили серию SMP F4, имеющую статус чемпионата северо-европейской зоны, с аналогичными сериями, которые проводятся в других странах? Не исключено, что по уровню участников она действительно сильнее многих, ведь гонщики из стран северной Европы традиционно отличаются хорошей профессиональной подготовкой?
Мика Сало: Да, уже двух гонщиков из нашего чемпионата пригласили в молодёжную программу Red Bull – прошлогоднего победителя SMP F4 Нико Кари и голландского пилота Рихарда Версхора, который по итогам московского этапа вышел в лидеры серии. Это говорит о том, что даже серьёзные люди обратили внимание на уровень наших парней.
Но дело в том, что напрямую сравнивать разные чемпионаты Формулы 4 нельзя: у нас всё организовано совсем не так, как у других. В других аналогичных сериях выступают команды, в которых по две-три машины, а у нас все машины относятся к одной команде. Мы изначально выбрали такой подход: всё-таки мы больше учим гонщиков пилотировать, а не настраивать машины – этим у нас занимаются специалисты, как и в любой другой профессиональной команде.
Зато, когда наши гонщики переходят в другие серии – например, наш прошлогодний чемпион Нико Кари, который сейчас выступает в европейской Формуле 3 – команды, куда они попадают, очень довольны их подготовкой. Потому что Нико очень хорошо чувствует машину, а настройками должна заниматься команда, а не гонщик.
Вопрос: Сейчас в вашем чемпионате лидирует голландский пилот, в прошлом году титул выиграл финн – как бы вы сравнили представителей разных гоночных школ, выступающих в SMP F4? И что можно сказать о молодых российских пилотах?
Мика Сало: Должен сказать, что в прошлом году у нас были очень сильные российские ребята, но в этом сезоне произошло вот что: лучшие из них, у кого уже появился какой-то опыт, ушли в другие серии, которые проводятся в разных странах мира. По-моему, это была ошибка. Например, на московском этапе SMP F4 к нам в качестве приглашённых гонщиков вернулись Алексей Корнеев и Нерсес Исаакян – и сразу поехали на уровне голландцев, потому что у них есть прошлогодний опыт. Мне бы хотелось, чтобы эти парни провели в SMP F4 полный сезон, потому что тогда они могли бы бороться за победу в чемпионате.
Но, к сожалению, они избрали другой путь, и это была ошибка, за которую они расплачиваются, потому что всегда запоминаются только имена победителей, а не тех, кто занимает четвёртые или пятые места. Обращают внимание только на лучших, поэтому мне бы хотелось, чтобы они продолжали выступать у нас.
Есть и ещё один момент, на который стоит обратить внимание. Голландцы активно тренировались и в зимний период проехали на тестах почти в два раза больше кругов, чем остальные. Поэтому они и вышли вперёд с самого первого этапа, а как гонщик я знаю, что когда ты одерживаешь победу в первой гонке, это придаёт особое ощущение, что тебе под силу одолеть всех! И потом ты просто продолжаешь свою победную серию.
Но если начать сезон на последних позициях, потом сложно найти правильный психологический настрой, чтобы вновь начать выигрывать.
Вопрос: Как насчёт такого фактора, как Макс Ферстаппен? Наверное, его успехи тоже вдохновляют молодых голландских пилотов?
Мика Сало: Конечно! Макс продемонстрировал, что даже если у тебя недостаточно опыта, но ты упорно работаешь над собой, то можно очень быстро пробиться на вершину. Не сомневаюсь, что всё это тоже мотивирует голландцев, а вот у российских гонщиков, к сожалению, нет столь же хорошего примера. Впрочем, я вижу, что появляется всё больше талантливых парней, но они пока ещё слишком молоды, им по 13-14 лет, но они могут стать очень быстрыми гонщиками.
Надеюсь, что вскоре они будут выступать в нашем чемпионате!
Вопрос: Кого из участников SMP F4 вы бы могли выделить, у кого в будущем могут появиться хорошие перспективы пробиться в Формулу 1?
Мика Сало: Сложно называть имена, мне бы этого не хотелось. Вообще-то моя работа состоит в том, чтобы находить талантливых российских гонщиков, и в этом сезоне я немного разочарован: мне бы хотелось, чтобы ребята работали более упорно и осознали, что они не просто гонщики по воскресеньям.
Автоспорт требует самоотдачи, напряжённой физической и психологической подготовки, постоянной учёбы, но одновременно с этим они же ещё и школу должны посещать. Молодые ребята не сразу всё это осознают.
Но у нас есть российские пилоты, которым стоит провести в этом чемпионате ещё один сезон, чтобы выйти на нужный уровень. Многие из них – дебютанты серии, и я прилагаю много усилий, чтобы их удержать в SMP F4. В следующем году они уже смогут бороться за победы, и в качестве хорошего примера я бы мог привести Никиту Ситникова, который проводит у нас второй сезон и в большинстве гонок борется в группе лидеров. Но он – единственный из гонщиков прошлого сезона, кто остался…
Не сомневаюсь, если бы Корнеев, Исаакян и Никита Троицкий продолжили выступать в нашей серии, все они бы сейчас претендовали на победы.
Вопрос: Постепенно переходим к Формуле 1, где сейчас выступают два финских гонщика. Как известно, Кими Райкконен остаётся в Ferrari ещё на сезон, дальнейшая судьба Валттери Боттаса пока не вполне ясна, но, надеемся, что он тоже окажется в хорошей команде, а вот кто станет следующим представителем Финляндии в чемпионате мира?
Мика Сало: Сложно сказать, но, по-моему, неплохой шанс есть у Нико Кари, но ему нужно провести ещё один сезон в хорошей серии, чтобы доказать, что он этого достоин. Есть ещё несколько талантливых парней, которые выступают в различных чемпионатах в разных странах, но я не слишком внимательно слежу за их успехами. Но пока, я бы сказал, наилучшие шансы у Нико, однако для этого в следующем году он должен добиться более высоких результатов.
Вопрос: Что можно сказать об итогах первой половины сезона в Формуле 1? Например, Нико Росберг оказался в непростой ситуации, растеряв всё преимущество, набранное в начале чемпионата, и сейчас инициативу перехватил его напарник по Mercedes Льюис Хэмилтон…
Мика Сало: Все объясняется психологическими играми, которые ведут Льюис и Нико. Льюис в них очень силён, и если посмотреть любое интервью, в котором они участвуют вместе, то хорошо видно, как он старается уколоть напарника, заставить его нервничать, и Нико ничего не может с этим поделать.
Никто не сомневается в скорости Льюиса, но уж если говорить о психологической подготовке, то тут Хэмилтон может одолеть Росберга, даже если просто сидит в моторхоуме команды и болтает с журналистами. Нико нечего этому противопоставить.
Вопрос: Много слухов ходит вокруг дальнейшей судьбы Валттери Боттаса. Что бы вы ему посоветовали: остаться в Williams, ведь никто не знает, какой будет расстановка сил в следующем году, или рассмотреть другие варианты – перейти в Renault или куда-либо ещё?
Мика Сало: Мне кажется, ему стоит поскорее подыскать какой-либо другой вариант, ведь похоже, что Williams растеряла свою недавнюю форму. Во всех крупных командах места уже заняты, и ходят слухи, что канадский миллиардер Лоуренс Стролл хочет, чтобы его сын Лэнс получил место в команде, а его напарником стал бы Дженсон Баттон. Это бы означало, что Валттери может остаться без контракта на следующий год. Если события будут развиваться по такому сценарию, это будет позор для Формулы 1, ведь Боттас – один из самых талантливых гонщиков.
Но ему действительно стоит поискать ещё какие-то варианты, иначе у него будут серьёзные проблемы. Конечно, его менеджером остаётся Тото Вольфф, но Валттери вряд ли устроит место резервного гонщика Mercedes. А такой вариант нельзя исключать, если он не найдёт места, например, в той же McLaren. Какие-то варианты ещё остаются – по-моему, он бы неплохо справился с делом, если бы оказался за рулём машины McLaren.
Финские гонщики раньше весьма успешно выступали в этой команде, а она только недавно начала совместный проект с Honda, и Валттери мог бы надолго прописаться в McLaren.
Вопрос: Что скажете о Ferrari? Что происходит с этой командой, и сможет ли она побороться хотя бы с Red Bull Racing?
Мика Сало: Слабо верится, ведь в Red Bull сделали огромный шаг вперёд после того, как в команду пришёл Макс Ферстаппен. По-моему, его появление придало этой команде новые силы, да и Даниэль Риккардо начал выступать лучше, когда понял, что теперь у него появился очень сильный напарник.
Но мне жаль Даниила Квята, я о нём хорошего мнения и считаю, что он заслуживает места в сильной команде, однако он вдруг растерял уверенность в себе. Впрочем, надеюсь, что в Red Bull дадут ему шанс реабилитироваться в следующем году и не станут исключать из своей программы.
Вопрос: Ходит много разговоров по поводу нового технического регламента, вступающего в силу в следующем году, и некоторые надеются, что это приведёт к определённым изменениям в расстановке сил. Как вы полагаете, насколько это реально? Скажем, может ли Mercedes утратить то подавляющее преимущество, которое демонстрирует уже третий сезон подряд?
Мика Сало: Судить об этом слишком рано, хотя, когда меняется регламент, всегда говорят, что это уравняет шансы. Но дело в том, что большие команды могут себе позволить допустить ошибку, а потом исправить её по ходу сезона. Если же маленькая команда построит плохую машину, она уже не сможет её полностью переделать. А в топ-команде просто разработают новую машину и отыграются.
Поэтому не думаю, что в следующем году картина сильно изменится. Все крупные команды останутся впереди. Может быть, борьба обострится, хотя нельзя исключать, что кто-то преподнесёт сюрприз, построив хорошее шасси, как это удалось Williams два года назад. Но в конечном итоге всё вернётся на свои места. Хотя машины однозначно должны стать более быстрыми и производить более сильное впечатление.