В беседе с сотрудниками пресс-службы Williams технический директор британской команды Сэм Майкл поделился своим мнением о некоторых новинках предстоящего сезона...
Вопрос: Над какими элементами машины команда работала вчера, в первый день тестов?
Сэм Майкл: Мы провели пару механических тестов и оценили характеристики аэродинамики, дабы удостовериться, что машина ведет себя так, как нужно. Все прошло по плану, а уровень аэродинамической нагрузки был тщательно измерен.
Вопрос: То есть, первый день тестов можно считать успешным?
Сэм Майкл: С точки зрения всех процедур день на самом деле получился неплохим – не считая утренних проблем с KERS, все компоненты машины функционировали, как надо. До конца недели мы планируем намотать как можно больше километров, постепенно испытывая наши технические новинки.
Вопрос: Что за проблема с KERS?
Сэм Майкл: Утром нас подвел генератор системы рекуперации, заминка затянулась на два с половиной часа. Впрочем, мы знали, в чем причина, поэтому просто отключили систему и вечером работали уже без нее. У нас не возникло никаких проблем с перегревом или другими деталями, мы успели проехать 78 кругов, что очень даже неплохо, особенно если учесть, сколько времени было потеряно в боксах.
Вопрос: В этом сезоне Williams использует аккумулятроный вариант KERS. Как разрабатывалась эта версия системы?
Сэм Майкл: Наш вариант KERS состоит из трех основных элементов. Первый – блок аккумуляторов – разработан и собирается на базе Williams, правда, сами батареи мы получаем от внешнего поставщика: с финансовой точки зрения такой вариант оптимален для команд вроде нашей. Второй элемент – генератор и сопутствующую электронику – мы также производим самостоятельно, а завершающий компонент – механический привод, соединяющий систему с двигателем, – нам предоставляет Cosworth.
Вопрос: Дизайн задней части FW33 вызвал немалый интерес – какими принципами вы руководствовались?
Сэм Майкл: Основные доработки коснулись корпуса коробки передач и расположения дифференциала. Как и большинство команд, мы стараемся подвести к заднему антикрылу наименее возмущенный поток воздуха – для этого мы немного подняли точки крепления верхних рычагов подвески и стабилизаторов и перешли на так называемую Z-образную компоновку, применявшуюся в начале 1990-х. Использование тяг стало очевидным решением, ведь в таком случае блокировка воздушного потока минимальна. В итоге мы получили самую компактную коробку передач с весьма оригинальной конструкцией приводного вала. Проект был утвержден еще в марте 2010 года, и с тех пор мы проводили длительные стендовые испытания, стараясь добиться необходимой надежности.
Вопрос: Насколько быстро активируется регулируемый элемент заднего антикрыла, и каков принцип его работы?
Сэм Майкл: Гидравлическая система позволяет активировать элемент за несколько миллисекунд. Когда гонщик отпускает кнопку или нажимает на педаль тормоза, плоскость возвращается в позицию максимальной прижимной силы. Во время проверки на симуляторе мы просили гонщика намеренно удерживать кнопку, позволяя системе автоматически возвращать антикрыло в исходное положение при активации тормозов – правда, бывают ситуации, когда гонщику лучше еще до торможения вернуть элемент в первоначальную позицию.
Вопрос: Как вы оцениваете поведение новых шин Pirelli?
Сэм Майкл: Рано делать выводы. Износ присутствует, но пока мы не наблюдали серьезных проблем с гранулированием. Мы еще не проехали дистанцию, позволяющую определиться с настройками, и, следовательно, не выжали из резины максимум. Пока же в нынешних условиях состав Medium выглядит вполне износостойким.
Вопрос: Рубенс Баррикелло говорил о большом количестве кнопок на руле – есть какие-то опасения на этот счет?
Сэм Майкл: Работы в кокпите заметно прибавилось, особенно с возвращением KERS – мы заметили это еще во время зимней работы на симуляторе. Нагрузка на гонщиков возрастает, и им придется к этому адаптироваться.
Вопрос: Все эти нововведения сказались на конструкции рулевого колеса?
Сэм Майкл: Мы изменили положение некоторых кнопок, чтобы гонщик мог оперативно активировать подвижный элемент заднего антикрыла – как только машина выходит из поворота, нужно как можно быстрее снизить уровень лобового сопротивления. В целом расположение основных регуляторов осталось таким же, как в прошлом году.
Вопрос: На трейлерах команды и униформе сотрудников практически нет логотипов спонсоров. У Williams с ними какие-то проблемы?
Сэм Майкл: Ни в коем случае. Как мы уже не раз говорили, на 2011 год у нас достаточный объем финансирования. Мы используем базовый вариант окраски, а механики носят однотонную форму только потому, что команда не планирует демонстрировать гоночную цветовую схему до конца февраля – пусть это будет сюрпризом!