Операционный директор Force India Отмар Сафнауэр рассказал о наиболее важных проблемах, которые волнуют независимые команды, не располагающие крупными бюджетами.
Вопрос: Уровень затрат остаётся главной темой разговоров в паддоке. Ещё в конце 2003 года Эдди Джордан заявил, что расходы необходимо снижать, в противном случае его команда не выживет. Прошло более десяти лет, но такие дискуссии продолжаются до сих пор…
Отмар Сафнауэр: Да, наша команда выжила, но теперь называется иначе. Эдди оказался прав: расходы не снизились, и ему пришлось продать Jordan. Было бы здорово, если бы уровень затрат снизился, что сделало бы наш спорт экономически стабильным, но это должен быть управляемый процесс, чтобы силы команд несколько выровнялись и появилась возможность побеждать за счёт инженерного и гоночного мастерства, а не за счёт размеров бюджета.
Вопрос: Одна из обсуждавшихся идей, направленная на снижение уровня затрат, была связана с введением лимитирования бюджетов, контролируемого FIA, но от этих планов отказались. А меры, утверждённые Всемирным советом по автоспорту, оказались не столь существенными, чтобы заметно повлиять на расходы?
Отмар Сафнауэр: Да, конечно, эти меры оказались несущественными. Лимитирование бюджетов было бы более эффективным способом, хотя его сложнее контролировать, но, думаю, при желании решение можно было найти.
Вопрос: Но почему вопрос расходов остаётся нерешённым, хотя обсуждается уже столько лет? Что мешает всем договориться? В чем главная проблема?
Отмар Сафнауэр: Думаю, главная проблема – в цене победы. Все хотят снизить расходы, но каждый при этом хочет добиться преимущества для себя. Именно поэтому необходимо, чтобы FIA взяла ситуацию под свой контроль и предприняла какие-то существенные шаги, поскольку во всех этих вопросах федерация занимает нейтральную позицию.
Вопрос: Но идея лимитирования бюджетов была торпедирована Стратегической группой, а Force India не входит в число сторонников этой группы…
Отмар Сафнауэр: Это принципиальный момент. Поддерживаем мы её или нет – другой вопрос, но мы в неё не входим. Нашего голоса Стратегическая группа не слышит. Надеюсь, в следующем году, если мы продолжим столь же уверенно зарабатывать очки, мы в неё войдём и тогда сможем высказывать своё мнение.
Вопрос: Помнится, Роберт Фернли, заместитель руководителя Force India, критиковал Стратегическую группу, считая, что она занимает недемократичные позиции, поскольку формируется только из представителей крупных команд?
Отмар Сафнауэр: Я никогда не был на её заседаниях, поэтому не знаю, они там голосуют или нет, диктатура там или демократия – понятия не имею. Но я думаю, что для Force India крайне важно войти в состав этой группы. Поэтому мы должны напряжённо работать, показывать высокие результаты и опередить Lotus по итогам сезона.
Как только мы в неё войдём, то сразу увидим, как она работает, какие там действуют механизмы принятия решений. Я уверен, что перед голосованиями идёт активное лоббирование тех или иных решений – мне приходилось участвовать в работе подобных групп, и я знаю, как там проходят дискуссии… Но наше мнение, скорее всего, будет расходиться с позицией остальных.
Вопрос: Однако Стратегическая группа была сформирована в то время, когда подписывались двусторонние соглашения между командами и Берни Экклстоуном, заменившие новый Договор Согласия. А теперь многие команды критикуют структуру группы. Почему тогда они не возражали в тот период, когда ставили свои подписи?
Отмар Сафнауэр: В тот момент, возможно, это не казалось столь существенной проблемой, чтобы из-за неё не подписать соглашение. Поэтому, во-первых, подписание двустороннего соглашения могло перевесить проблемы, связанные с созданием Стратегической группы. Во-вторых, всегда сложно предсказать, как будут развиваться дальнейшие события…
Вопрос: Решения, принимаемые Стратегической группой, затем выносятся на обсуждение на заседание Комиссии Формулы 1. Так что, получается, у всех по-прежнему есть возможность высказать своё мнение…
Отмар Сафнауэр: Да, в Комиссию Формулы 1 входят все.
Вопрос: Значит, нельзя утверждать, что процедура совсем уж недемократичная, если у всех есть возможность высказаться?
Отмар Сафнауэр: Да, на уровне Комиссии тоже существует процедура голосования. Но ключевой момент в том, что именно Стратегическая группа решает, что идёт на пользу спорту, и все прочие подобные вопросы, и надо, чтобы наш голос был также услышан на этих дебатах.
Вопрос: Вы работаете в Формуле 1 с конца 90-х, и в те годы ещё проводились весьма экстравагантные церемонии презентаций новых машин. Сейчас такого нет: значит ли это, что отношение к расходованию денег действительно изменилось?
Отмар Сафнауэр: Думаю, люди стали умнее и тратят деньги более разумно. Но если ваш спонсор хочет провести яркую церемонию презентации, чтобы, например, привлечь внимание к новому партнёрству с командой, тогда вы организуете подобные вещи. Возможно, сейчас используются иные способы активации спонсорства, и именно поэтому произошли такие перемены. Вопрос в том, что вы получаете, потратив деньги.
Вопрос: Но само отношение к затратам изменилось?
Отмар Сафнауэр: Отношение к затратам зависит от цены победы. Поэтому, к сожалению, если только эта цена не снизится, все продолжат тратить деньги в стремлении добиться успеха. Даже если ваше отношение как-то изменилось, вами всё равно движет желание побеждать, но чтобы повысить скорость, нужно проводить исследования, а это стоит денег. Идёт ли речь об экспериментах в аэродинамической трубе, использовании стендового оборудования или технологий вычислительной гидродинамики, вы всегда пытаетесь найти способы сделать машину быстрее…