Травма, полученная в минувший уик-энд Марком Уэббером, неизбежно повлияет на процесс подготовки Red Bull к чемпионату 2009-го года. Теперь основная тестовая нагрузка ляжет на Себастьяна Феттеля, который перешел в эту команду после окончания сезона, принесшего молодому талантливому немцу его первую победу…
Вопрос: Себастьян, травма, полученная Марком, наверняка повлияет на подготовку команды в межсезонье. Очевидно, основная работа ляжет на ваши плечи. Но, вероятно, вы даже получите определенное преимущество, ведь у вас будет возможность настраивать новую машину по своему вкусу?
Себастьян Феттель: У Марка неприятности, но, надеюсь, он скоро поправится… Мне пока не удалось с ним пообщаться, но команда продолжит выполнять плановую тестовую программу, и, конечно, нам будет очень его не хватать. Но, самое главное, необходимо обеспечить, чтобы он вернулся в строй в следующем году. На предстоящих тестах в Хересе мы должны работать еще более собрано: время сейчас дорого, и у нас нет права на ошибку.
Вопрос: Если вспомнить начало минувшего сезона, то не все для вас складывалось удачно: были и аварии, и технические проблемы. Затем команда получила новую машину, STR3, и вы вдруг начали регулярно зарабатывать очки…
Себастьян Феттель: Начну с того, что обычно машины в середине сезона не меняют: мы же в Монако перешли на STR3. Многие считали, что это весьма рискованный шаг, но в нашем случае он себя полностью оправдал: вторая половина чемпионата прошла великолепно.
Мы начали сезон с модифицированной версией прошлогодней машины, что и это стало причиной многочисленных сходов. Нам не хватало скорости, но в Монако картина изменилась. По ходу чемпионата STR3 получала некоторые модернизированные компоненты, и наши результаты постепенно улучшались. Мы все еще с трудом верим, что нам удалось заработать столько очков и даже выиграть гонку! Это феноменально!
Вопрос: В начале сезона вы, наверное, задавали себе вопрос: не ошиблись ли вы, что перешли в Toro Rosso, а не остались в BMW Sauber, хотя бы в роли тест-пилота?
Себастьян Феттель: Конечно. Но я хотел выступать в гонках, и, когда мне предложили сесть за руль Toro Rosso, я не сомневался ни секунды и дал согласие.
Конечно, это был некоторый риск, ведь в тот момент Toro Rosso нельзя было назвать хорошей командой, но желание гоняться одержало верх. Если бы я остался в BMW Sauber, еще неизвестно, как сложилась бы моя карьера.
Наверное, иногда надо отступить на шаг назад, чтобы потом сделать несколько шагов вперед, так что это было правильным решением. Надеюсь, то же самое я смогу сказать и в конце следующего сезона.
Вопрос: Кульминацией чемпионата для вас, наверное, стала победа в Монце, но были же по ходу сезона и другие важные моменты, которые вас чему-то научили?
Себастьян Феттель: Главное, никогда не надо сдаваться! В начале сезона у меня было четыре схода. Ситуация была крайне трудной, потому что несколько раз подряд я приезжал на гонки, но не мог добраться до финиша. Обстановка накалялась, и в тот момент было важно все это выдержать. Ни я, ни команда не отступали, не старались меньше рисковать, – напротив, мы пытались оставаться агрессивными, и в итоге это окупилось.
А начиная с Монако, мы уже могли рассчитывать и на нашу психологическую стойкость, и на конкурентоспособную машину. Поэтому гонки после Монако складывались так хорошо. До этого мы рассчитывали примерно на 15-е – 16-е место, или, если повезет, на 13-е, но потом наши результаты значительно выросли.
Вопрос: Во второй половине сезона вы регулярно опережали гонщиков Red Bull. У Toro Rosso и Red Bull практически идентичное шасси, в чем же была разница? В моторах?
Себастьян Феттель: Не думаю, что сейчас между двигателями такая заметная разница, а Ferrari обеспечивала нас конкурентоспособными двигателями весь сезон. Мы лишь выполняли свою работу, и если сталкивались с трудностями, то преодолевали их и двигались вперед. Точно не знаю, что случилось с Red Bull Racing, но, поскольку я теперь член этой команды, то постараюсь во всем разобраться.
Вопрос: Обогнав в Бразилии Льюиса Хэмилтона, вы потом сказали, будто бы не знали, что из-за этого он может упустить титул. И все же, расскажите, что вы чувствовали, когда опередили McLaren за рулем Toro Rosso?
Себастьян Феттель: Я лишь хотел обогнать машину, ехавшую впереди меня – это все-таки гонки! Когда я выехал на трассу после последнего пит-стопа на промежуточных шинах, я знал, что занимаю 5-ю позицию и нахожусь позади Льюиса. Надеялся на дождь – и он пошел. Гонка приобрела несколько хаотичный характер, но в итоге мне удалось обогнать Хэмилтона. В этой ситуации, когда почти все ринулись в боксы, я уже не знал, каким я еду – и просто совершил обгон.
Вспоминая этот маневр, теперь я понимаю, сколь важен он был для Ferrari и McLaren – ситуация складывалась очень специфическая. Но кто бы мог подумать, что Toro Rosso обгонит McLaren в решающей гонке чемпионата? Обогнать парня, который стал чемпионом мира, – это неплохо!
Вопрос: Кто, по-вашему, лучший гонщик Формулы 1?
Себастьян Феттель: Кими Райкконен, Роберт Кубица и Льюис Хэмилтон.
Вопрос: А про себя что скажете?
Себастьян Феттель: Я не ставлю себе оценок. Надеюсь, кто-то другой в этом ряду назовет и меня.
Вопрос: В следующем сезоне вы будете напарником Марка Уэббера в Red Bull Racing. Машина знакома вам по тестам, вы знаете команду, поскольку Toro Rosso и Red Bull во время гонок использует общий моторхоум – знаменитую Энергостанцию, – но что вы можете сказать о техническом персонале?
Себастьян Феттель: Я уже познакомился с большинством инженеров Red Bull, и наши связи постоянно крепнут. Разумеется, какое-то время уйдет на то, чтобы достичь идеального взаимопонимания и в итоге говорить на одном языке, но ситуация определенно улучшается. Мой гоночный инженер остался в Toro Rosso, так что теперь мне предстоит работать с новыми людьми
Вопрос: В 2009-м произойдет немало изменений: появятся системы KERS, слики, двигатели должны будут выдерживать три гонки. Если говорить о новой машине, о RB5, с какими главными трудностями вы столкнетесь?
Себастьян Феттель: Теперь мы неплохо знаем, как ведут себя слики; я доверяю инженерам, которые отлично разбираются в аэродинамике, поскольку в этой сфере тоже происходят значительные изменения. Но главные трудности будут связаны с KERS – и с ними столкнемся не только мы.
Вопрос: На прошлой неделе на тестах в Барселоне вы показали весьма впечатляющие результаты. В какой мере эта машина соответствовала регламенту 2009-го года?
Себастьян Феттель: Разве что слики на ней стояли. Мы видели, что другие команды опробовали передние и задние крылья, аналогичные тем, что появятся в следующем году, а кто-то уже испытывал KERS. У нас четкие представления о том, какой будет машина 2009-го года, и мы будем максимально вдумчиво заниматься подготовкой к новому сезону.
Вопрос: Кроме тестов, чем вы предполагаете заниматься зимой?
Себастьян Феттель: Буду расслабляться, сидеть дома, много спать – и готовиться к следующему году.