На следующей неделе команды начинают новую, еще более активную фазу подготовки к предстоящему сезону, который несет Формуле 1 что-то вроде технической революции: регламент 2009-го года содержит небывалое количество изменений и поправок.
Менее эффективная аэродинамика, передние крылья с регулируемым на ходу углом атаки, возвращение сликов и введение систем рекуперации кинетической энергии (KERS): все это призвано обеспечить рост числа обгонов и подъем зрелищности.
Этой зимой инженерам и конструкторам придется жарко, однако Паскаль Васселон, глава отдела разработки шасси команды Toyota, уже предвкушает напряженную технологическую гонку…
Вопрос: С чем связаны столь радикальные изменения аэродинамики?
Паскаль Васселон: Изменения регламента преследуют три основных цели. Во-первых, гонщики должны получить больше возможностей для обгонов; во-вторых, надо ограничить постоянный рост скоростей; в-третьих, внешний вид машин должен стать более строгим: исчезнут многочисленные мелкие аэродинамические элементы, такие как «крылышки», «открылки» и «трубы».
Вопрос: Как при этом изменится внешний вид машин?
Паскаль Васселон: Изменение их облика – один из ключевых моментов, связанных с новым регламентом. В настоящее время внешность машин зависит не только от аэродинамики. Нам приходится работать с теми частями шасси, на которых разрешено устанавливать элементы, обеспечивающие дополнительную прижимную силу. И их расположение продиктовано не только законами физики: если разрабатывать машину, исходя исключительно из соображений аэродинамической эффективности, то ее формы были бы красивыми и плавными, и на ней не было бы никаких крылышек. Регламент следующего года составлен так, что подобных элементов мы уже не увидим.
Вопрос: Каким образом новые требования к аэродинамике могут упростить обгоны?
Паскаль Васселон: Цель нововведений такова: аэродинамика шасси должна стать менее чувствительной к возмущению воздуха, которое оставляет едущая впереди машина. Этой проблемой занималась специальная Рабочая группа FIA, решавшая две задачи. Надо было добиться, чтобы машина Формулы 1 сохраняла стабильность при движении за впереди идущим автомобилем, а эффективность ее аэродинамики была бы меньше подвержена воздействию турбулентности.
Вопрос: Для чего в Формулу 1 возвращаются слики?
Паскаль Васселон: Слики – это еще один аспект нового регламента, призванный стимулировать обгоны, и они играют важную роль в общей концепции. Чтобы обгонов стало больше, надо радикально изменить нынешнюю ситуацию, при которой турбулентность оказывает крайне негативное воздействие на поведение машины, едущей следом.
Но ведь можно также изменить баланс между эффективностью аэродинамики и уровнем механического сцепления с трассой, чтобы ограничить падение скорости той самой машины, которая ведет преследование. Повышение уровня механического сцепления – важный аспект нового регламента. Разумеется, турбулентность никак не влияет на сцепление шин с асфальтом, а слики держат трассу лучше, чем шины с канавками.
Вопрос: В чем предназначение регулируемого переднего крыла?
Паскаль Васселон: Это крыло – еще один элемент, призванный снизить влияние воздушного возмущения на поведение машины. У машины, ведущей преследование, снижается уровень прижимной силы, действующей на передние колеса, и все заканчивается явными проявлениями избыточной поворачиваемости. С введением новых правил делается попытка свести это к минимуму, хотя само явление все равно останется.
Поэтому гонщику предоставляется возможность самому активно влиять на баланс машины, и самый простой пусть – сделать переднее крыло регулируемым. При этом, когда у догоняющей машины начинаются проявления недостаточной поворачиваемости, гонщик может увеличить угол атаки переднего крыла, чтобы подкорректировать баланс. Цель та же: ограничить падение скорости у преследующей машины и увеличить вероятность обгонов.
Однако гонщик сможет менять угол атаки переднего крыла и в других ситуациях, например, чтобы предотвратить возможные проблемы при прохождение определенных поворотов. В общем, в следующем году гонщикам будет чем заняться!
Вопрос: Насколько трудная задача стоит перед конструкторами, разрабатывающими машину, соответствующую новому регламенту?
Паскаль Васселон: Конечно, задача непростая, поскольку речь идет об очень серьезных изменениях. Однако, должен сказать, что все это очень интересно, особенно если учесть ситуацию в Toyota. Мы все еще молодая команда Формулы 1, и все эти годы вынуждены были догонять более опытных соперников. Но теперь, когда вступает в силу новый регламент, все оказываются в одинаковом положении: подобного опыта нет ни у кого, и команды начинают с нуля. Мы предоставили нашим сотрудникам полную творческую свободу, не стали устанавливать никаких ограничений и получили обнадеживающие результаты. Это интересный технический вызов.
Вопрос: Наверное, в этом году желание поскорее увидеть, какие технические решения применили соперники, еще сильнее, чем обычно?
Паскаль Васселон: Всем не терпится посмотреть на новые машины, ведь команды работают, не имея возможности как-то сверять результаты друг с другом, так что, не исключено, что разница будет более заметна, чем в предыдущие годы – несмотря на то, что регламент задает более жесткие рамки, чем раньше. Но нам предстоит познакомиться с очень разными решениями.
Вопрос: Можно ли опыт в области аэродинамики, полученный в этом году, применить и при создании новой машины?
Паскаль Васселон: В какой-то мере мы можем опираться на наше понимание проблемы аэродинамической эффективности, но есть много различий в деталях. Регламент изменился столь существенно, что знания, которые есть у нас, трудно использовать при разработке машины 2009-го года.