Себастьян Феттель провел в Формуле 1 только три полных сезона, однако уже успел поставить несколько рекордов. В свое время он поочередно становился самым молодым гонщиком, завоевавшим очки, поул-позицию и одержавшим победу в Гран При, а теперь еще и стал самым молодым чемпионом мира…
В интервью официальному сайту чемпионата 23-летний Себастьян Феттель вспоминает свой путь к титулу…
Вопрос: Чем вы занимались после того, как одержали победу в Гран При Абу-Даби и выиграли чемпионат?
Себастьян Феттель: Сразу после гонки мы праздновали победу, а затем после бессонной ночи прыгнули в самолет и полетели в Австрию, где команду-победительницу ждали торжественный прием и много-много вопросов.
Вечер завершился небольшой вечеринкой. Следующий день, уже в Великобритании, прошел по той же программе, что и предыдущий, который мы провели в Зальцбурге. Но он был особенным, потому что мы вновь встретились со всем коллективом команды, в том числе и с людьми, кто работает на базе в Милтон-Кинсе – именно благодаря их труду стал возможен этот успех.
В среду вечером я уже вновь вернулся в Абу-Даби. В последние несколько дней в какие-то моменты я просыпался в самолете и не сразу мог понять, где нахожусь. Мне пришлось несладко, но, с другой стороны, я чувствовал, что за короткое время мы смогли осчастливить многих людей.
Вопрос: Все это время вы проводили вместе с вашим напарником, Марком Уэббером. Была возможность поговорить о разногласиях, возникавших между вами в ходе сезона?
Себастьян Феттель: Сразу после гонки у нас состоялся долгий разговор. Марк подошел ко мне, чтобы поздравить, и мы пообщались. В ходе сезона были какие-то вещи, которые раздражали меня, но и ему что-то не нравилось. И теперь появился шанс все прояснить. Не скажу, что после этой беседы мы полюбили друг друга, поскольку у нас были причины для разногласий, однако мы испытываем взаимное уважение, а это уже хорошо.
Вопрос: Вы продолжаете ставить рекорды: теперь вот стали самым молодым чемпионом. Как вам это удается?
Себастьян Феттель: На самом деле, для меня это не так уж и важно. Намного важнее то, чего мы смогли достичь: победы в Гран При и чемпионский титул. Кто знает, что меня ожидает в будущем? Но сейчас я очень счастлив. Знаю, в Формуле 1 есть гонщики и постарше меня. И пока по понятным причинам я не могу сказать, какие сложности появятся у меня с возрастом.
Вопрос: Молодые гонщики, участвовавшие в тестах на этой неделе, могут впасть в депрессию от того, что вы так многого достигли в столь юном возрасте…
Себастьян Феттель: Как-то я этого не ощущаю. А им следует смотреть на вещи по-другому. Конечно, со стороны может показаться, что моя карьера очень быстро прогрессировала, но на самом деле, я двигался шаг за шагом. Это значит, что все задачи я решал по отдельности и «сбавлял обороты» лишь ненадолго, только для того, чтобы сориентироваться.
Конечно, если принимать во внимание, что такое Формула 1, – а это вершина автоспорта, – то все выглядит весьма иррационально. Недавно я задумался, сколько времени прошло с тех пор, когда я смотрел Формулу 1 по ТВ. Но смогу ли я смотреть гонки сейчас? Я – часть Формулы 1, и если еще недавно мне было безумно интересно наблюдать за Гран При со стороны, то теперь я стал чемпионом мира. Невероятно!
Вопрос: В Абу-Даби, возвращаясь в боксы после финиша гонки, по радио вы говорили команде о тех временах, когда занимались картингом, и о том, что тогда к вам относились как-то несерьезно…
Себастьян Феттель: Хорошо, что в тот момент я вообще не утратил способность соображать. Эмоции, которые меня переполняли, просто невозможно описать. В такой момент вы начинаете вспоминать прошлое, и лишь надеетесь, что этот волшебный сон не прервется…
Вопрос: Вы достигли высокой цели. Что дальше?
Себастьян Феттель: Какое-то время буду наслаждаться успехом, потом отпраздную победу вместе с семьей и друзьями. А немного позже начну готовиться к следующему сезону, ведь мне придется отстаивать титул.
Вопрос: Нет какой-то одной черты характера, благодаря которой люди становятся чемпионами. Что вы можете сказать о своих качествах?
Себастьян Феттель: Пожалуй, моя лучшая черта заключается в том, что я никогда не сдаюсь. Я вышел в лидеры чемпионата только в самом конце, в тот момент, когда это действительно было важно. Помнится, 1976-м году Джеймс Хант стал чемпионом в таком же стиле.
Думаю, сейчас в Формуле 1 есть несколько очень сильных гонщиков, однако выиграть титул может только кто-то один. И чистая скорость – лишь один из факторов. В итоге, чтобы добиться успеха, необходимо сочетание многих факторов. В ходе долгого сезона иногда был соблазн сбавить обороты, так что приходилось себя встряхивать и продолжать делать то, что нужно было делать.
Но, самое главное, – никогда не сдаваться и верить в себя. Команда всегда давала понять, что верит в меня, вне зависимости от ситуации.
Вопрос: Согласны, что именно в Монце вам удалось изменить ход событий в свою пользу?
Себастьян Феттель: Да, поскольку в Спа я признал, что допустил ошибку. По-моему, она была не такая уж серьезная, поскольку я лишь пытался совершить обгон, но маневр не удался. После этого на меня обрушился поток критики, в том числе, со страниц газет.
Это стало настоящим уроком – возможно, самым важным за весь сезон. До этого меня считали кем-то вроде фаворита, и я должен был как-то справляться с этой ситуацией, учиться слушать только очень узкий круг людей и тратить энергию лишь на них, зная, что смогу и в ответ получить какую-то энергию.
Следующая гонка стартовала в Монце, и моя настойчивость была вознаграждена 4-м местом. Этот Гран При потребовал особого отношения. После него мне уже стало легче. Я продолжал верить, что смогу выиграть титул, и мне это удалось без особого напряжения.
Вопрос: У вас была возможность пересмотреть видеозапись гонки в Абу-Даби?
Себастьян Феттель: Только частично. Вечером в воскресенье я посмотрел последние 15 кругов вместе с моими механиками и инженерами. Я испытал странное чувство, поскольку в той фазе гонки я еще не знал, что выиграю титул. Напряженные лица механиков и нервная дрожь главы команды Кристиана Хорнера – сильное зрелище.
В конце концов, в этом сезоне мы все сделали правильно, и не позволили никому сбить нас с толку. Мы не могли повлиять на то, что делают остальные, – именно с таким настроением и готовились к финальному Гран При. Уверен, теперь многие скажут, что мне просто повезло. Однако в ходе чемпионата было немало тяжелых моментов, когда я задавал себе вопрос: почему же это случилось именно со мной?
И все-таки в итоге нам удалось использовать свой шанс, а другим – нет. Все очень просто!