В интервью итальянской La Stampa президент FIA Жан Тодт говорил о командной тактике и итогах сезона…
Вопрос: В чём вы видите свою миссию?
Жан Тодт: Мы должны повысить безопасность дорожного движения, вдвое сократив число жертв в инцидентах за ближайшие десять лет. Мы и гонщиков обязали строго соблюдать правила на дорогах, в случае серьёзных нарушений они потеряют суперлицензию.
Вопрос: Какова ваша миссия в спорте?
Жан Тодт: Формула 1 должна чувствовать ответственность перед обществом. Мы планируем использовать в сезоне 2013 года двигатели с рабочим объёмом 1600 куб.см, которые потребляли бы вдвое меньше топлива. В автосалонах можно встретить машины, потребляющие четыре литра на сто километров – кажется странным, когда в гонках машины расходуют на порядок больше.
Вопрос: Вы считаете Формулу 1 зрелищным спортом?
Жан Тодт: Да, но мы должны поощрять обгоны. В Абу-Даби обгонять было невозможно.
Вопрос: Вы говорите с позиции бывшего сотрудника Ferrari?
Жан Тодт: Я говорю только как президент FIA. Возьмите Хэмилтона: у него были свежие шины, он ехал на две секунды быстрее Кубицы, однако не смог совершить обгон. Отныне, прежде чем трасса будет омологирована, мы оценим не только уровень безопасности, но и потенциальный уровень зрелищности гонок.
Вопрос: Некоторые тифози считают, что если бы вы стояли на командном мостике Ferrari, команда не упустила бы титул?
Жан Тодт: Я рад, что оставил хорошую память, но думаю, что вместо седьмого и десятого места мы могли финишировать 10-м и 15-м. В этот уик-энд я не был на командном мостике, и не знаю, как бы мог поступить.
Вопрос: Вы согласны с тем, что была допущена грубая ошибка?
Жан Тодт: Легко критиковать тех, кто допустил ошибку и потерял то, что, казалось потерять невозможно. В условиях прессинга гонка напоминает небольшую войну, и противникам из Red Bull на этот раз удалось заставить Ferrari нервничать.
Вопрос: Почему вы покинули Маранелло?
Жан Тодт: Я считал этот цикл завершенным. Сегодня для меня Ferrari – один из 12-ти участников чемпионата, но я горжусь тем, чего добился с этой командой.
Вопрос: Непросто было судить своих бывших коллег за использование командной тактики в Хоккенхайме?
Жан Тодт: Я не присутствовал на заседании Всемирного Совета, а в будущем подобные вопросы будут решаться комиссией из двенадцати экспертов.
Вопрос: Какие выводы были сделаны после того эпизода?
Жан Тодт: Командную тактику запретили в 2002-м, но я спрашивал себя, сколько раз после этого она использовалась менее явно? На этот раз разница была в том, что Ferrari прибегла к командной тактике, не скрывая своих целей, и это была провокация по отношению к регламенту.
Вопрос: Этот параграф правил будет отменён?
Жан Тодт: Он изменится. Формула 1 – это командный спорт, поэтому команды возьмут на себя ответственность за свои действия. Тогда не будет возможности для лжи или советов гонщикам «экономить топливо».
Вопрос: Самый громкий скандал, связанный с командной тактикой, произошел в 2002-м. Что вы сказали Баррикелло, чтобы убедить его уступить позицию?
Жан Тодт: Мне не нужно было ничего говорить, мы ещё перед стартом договорились, что если после пит-стопа он окажется впереди, то должен будет пропустить Шумахера. Тогда он согласился, но на трассе оставался впереди до последнего поворота. В результате его освистала публика, Михаэль уступил Рубенсу верхнюю ступеньку подиума, и Ferrari была оштрафована на 500 тысяч долларов за нарушение протокола церемонии награждения.
Вопрос: Сожалеете о произошедшем?
Жан Тодт: Да, задним числом я понимаю, что этого можно было избежать – Шумахер всё равно бы выиграл чемпионат. Но, я сожалел бы ещё больше, если бы мы проиграли его с разницей в несколько очков.