В интервью CNN Марк Уэббер, бывший пилот Формулы 1, ныне выступающий за Porsche в серии WEC, рассказал о психологии гонщика, прокомментировал ситуацию в чемпионате, а также вспомнил соперничество с Себастьяном Феттелем, ставшее одной из тем недавно опубликованной автобиографии австралийца.
Вопрос: Какая история не вошла в вашу автобиографию?
Марк Уэббер: О том, что я редко мою голову.
Вопрос: Если вашу книгу экранизируют, кто сыграл бы вас?
Марк Уэббер: Киноактёр Эрик Бана. Он мой друг, тоже австралиец и немного на меня похож.
Вопрос: Какой жизненный урок оказался для вас самым сложным?
Марк Уэббер: Не делать поспешных выводов о людях - это был самый лучший урок. Самый сложный – наверное, не стоит считать, что ты хорошо подготовлен к выступлениям, потому что на самом деле это не так. Нужно готовиться ещё лучше. Да, ты максимально выкладываешься, но не надо упрощать процесс подготовки и относиться к нему формально.
Вопрос: Чем вам нравятся гоночные машины?
Марк Уэббер: В детстве я любил картинг и хотел развиваться дальше – пилотировать более быстрые и сложные машины. Попробовать свои силы на самых сложных трассах в мире и сразиться с лучшими гонщиками – это удивительная профессия, которая приносит мне удовлетворение. Соперничество – очень важный фактор.
Вопрос: Некоторые из гонщиков, с которыми вы боролись на трассе, в частности, Дэн Уэлдон, Джастин Уилсон и Жюль Бьянки, погибли в авариях. Почему гонщики готовы идти на столь серьёзный риск?
Марк Уэббер: Мы все верим в свои способности и знаем, что людей, которые занимаются такой работой, не так уж много, и мы не воспринимаем её как нечто банальное. Это профессия высочайшего уровня. Нам нравится максимально раскрывать потенциал машин и полностью выкладываться за рулем. Мы постоянно обогащаем свой опыт. Да, могут быть непредвиденные последствия. Серьёзной проблемой может стать механическая поломка.
Три упомянутых гонщика попали в нелепые аварии, но такое случается. Это автоспорт, и скорости превышают 300 км/ч, так что есть риск получить травмы. К сожалению, в нашем спорте происходят несчастные случаи, но мы это принимаем. По ходу большей части моей карьеры я садился за руль, не чувствуя страха.
Вопрос: Вы попадали в серьезные аварии, в частности, в Ле-Мане в 1999-м и Бразилии в 2014-м. Вы чувствуете некое вдохновение от пилотирования, несмотря на опасности?
Марк Уэббер: Это обнаруживаешь только тогда, когда участвуешь в гонках не так часто. Впрочем, я это чувствую и сейчас, хотя много гоняюсь за рулем Porsche. У меня были друзья, которым пришлось завершить гоночную карьеру из-за травм: видно, что они переживают, поскольку это произошло по независящим от них обстоятельствам.
Гонщики во многих отношениях – обычные люди, но у нас свой взгляд на вещи, мы умеем справляться с высокой скоростью – это очень редкие, уникальные качества. Когда вы лишены возможности гоняться, эти ощущения нелегко имитировать, и их действительно не хватает.
Вопрос: Вы одержали победу вместе с Porsche в чемпионате мира по гонкам на выносливость. Что вы чувствуете?
Марк Уэббер: Самое большое отличие в том, что это командная работа, и на данном этапе карьеры мне это больше всего нравится. Хотел ли я выступать в этом чемпионате, когда мне было 22, 25, 28, 30 лет? Нет. Я хотел выступать в Формуле 1, и мне это нравилось. Это была моя профессия, она многое мне давала.
Теперь я в команде, где все гонщики открыты. Поскольку машиной управляют несколько пилотов, мы общаемся и помогаем друг другу максимально раскрыть её потенциал. Эти машины всё-таки очень быстры. Они уступают в скорости машинам Формулы 1 меньше любой другой гоночной техники, для меня это очень важно.
Вопрос: Вы скучаете по Формуле 1?
Марк Уэббер: На самом деле, нет. Хорошо, что я выступал там в отличное время. Было здорово работать с Эдрианом Ньюи – такие люди, как он, помогают тебе раскрыть твои возможности.
Я слежу за чемпионатом, хорошо разбираюсь в Ф1, и мне нравится смотреть гонки, но теперь я не трачу на неё столько времени, сколько тратил раньше. У меня нет потребности смотреть каждую тренировку и квалификацию по ТВ.
К счастью, я по-прежнему выступаю в гонках, и мне повезло работать с Porsche. Там много отличных парней, и мы мотивируем друг друга. Так что по Формуле 1 я не сильно скучаю.
Вопрос: Какие три вещи вы изменили бы в Формуле 1?
Марк Уэббер: Сделал бы машины более быстрыми, гонки – доступными для болельщиков, а двигатели – более громкими.
Вопрос: Берни Экклстоун – это тот человек, который должен вести Формулу 1 вперед?
Марк Уэббер: Он очень долго был у руля и сделал для спорта невероятно много. Гонщики уважают его за это. Мы видим, какой подход он применил, чтобы сделать наш спорт таким особенным, исключительным. Говорите, ему сложно разобраться в новых медиа цифровой эры? Возможно, это так. Но есть много других задач, на которых он сосредоточился и отлично их выполнил. Ему нравится старый стиль общения, и только он решает, где будут проходить гонки. Берни и дальше будет придерживаться своих правил – он такой.
Вопрос: Кто должен его заменить?
Марк Уэббер: Я надеюсь, что его работой будет заниматься не группа людей – всё равно нужен конкретный человек, кто будет представлять этот спорт.
Вопрос: Какие самые яркие воспоминания у вас связаны с Формулой 1?
Марк Уэббер: Моя первая победа в Германии в 2009-м.
Вопрос: А самые неприятные?
Марк Уэббер: Проигрыш титула в 2010-м.
Вопрос: Себастьян Феттель – это тот, кто положил конец вашей карьере или дал ей новый импульс?
Марк Уэббер: Он помог мне раскрыться больше, чем я сделал бы самостоятельно. Важно, что в соседнем гараже был именно Себастьян, так что я ушёл из Формулы 1 полностью по своей воле.
Вопрос: Между 2009-м и 2013-м вы с Себастьяном были непримиримыми соперниками в Red Bull Racing. Какие у вас отношения сейчас?
Марк Уэббер: По-прежнему хорошие. В то время нам пришлось нелегко, и это была новая ситуация для команды. Главную роль сыграл 2010-й – тогда команда впервые боролась за Кубок конструкторов, а мы с Себастьяном – за титул. Тогда выиграл он, и после этого было легко предположить, что он добьется таких результатов. Себастьян был в отличной форме и заслужил успех – в этом не может быть сомнений, но в то же время в прессе обсуждалось только наше соперничество. Оно шло на пользу спорту. Иногда мы сталкивались на трассе. Команде было непросто заставить нас работать вместе.
Вопрос: Себастьян выиграл четыре титула с Red Bull Racing. Сможет ли он выиграть новые титулы с Ferrari?
Марк Уэббер: Да.
Вопрос: Может быть, вам стоило завершить карьеру в Формуле 1 немного раньше?
Марк Уэббер: Возможно, на год раньше. Дело не только в Red Bull Racing – я предполагаю, что дело в самом спорте. Я достаточно долго в Формуле 1. Мне очень повезло с карьерой, мне понравилось выступать на столь высоком уровне и бороться с сильными соперниками. Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Дженсон Баттон, Себастьян помогли мне раскрыть свой потенциал – без них я не смог бы это сделать.
Вопрос: Фернандо Алонсо допустил ошибку, подписав контракт с McLaren-Honda?
Марк Уэббер (вздыхает): Сейчас похоже на то, но ему надо набраться терпения, чтобы дождаться результатов этой работы.
Вопрос: Что вы берете с собой на гоночный уик-энд?
Марк Уэббер: Тренировочную одежду. У меня всегда с собой одежда для бега и езды на велосипеде.
Вопрос: Чего вам больше всего не хватает в путешествиях?
Марк Уэббер: Моих собак – у меня их две, Симба и Шэдоу.
Вопрос: Как вы расслабляетесь?
Марк Уэббер: Я люблю кофе, так что пью кофе с друзьями. Кроме того, я тренируюсь – мне нравится заниматься спортом на свежем воздухе.
Вопрос: История Марка Уэббера заканчивается на этом, или вы напишете продолжение?
Марк Уэббер: У меня на примете много интересного. Можно было бы сделать что-нибудь с брендом “Aussie Grit”. Я люблю быть на улице и занимаюсь видами спорта, для которых характерен высокий уровень адреналина и нужна выносливость, так что несколько идей у меня есть.