В Монреале гоночный директор FIA Чарли Уайтинг дал интервью британскому журналисту Уиллу Бакстону, посвященное проблеме безопасности гонок и нормам поведения на трассе, которыми должны руководствоваться пилоты во время соревнований…
Вопрос: Есть немало вопросов, связанных с нормами поведения на трассе, в частности, не всегда понятно, что считается приемлемыми приемами пилотирования. Можно вспомнить недавнюю аварию Конора Дэли в Монако во время гонки GP3: Дмитрий Суранович не был оштрафован, хотя со стороны казалось, что он весьма опасно маневрировал, защищая свою позицию.
Чарли Уайтинг: Было проведено расследование, и, очевидно, стюарды не усмотрели, что Суранович, защищаясь, более одного раза поменял направление движения. Люди это не всегда замечают. Я пару раз просмотрел запись инцидента, но лишь для того, чтобы понять, что стало с машиной Дэли – я не обращал внимания на приемы пилотирования, это не мое дело, ведь я не гоночный директор GP3.
Меня волновало, что произошло с машиной, как сработали защитные ограждения и отбойники. Но подобные вещи часто происходят в случаях, когда гонщик один раз меняет положение машины на трассе, после чего ему разрешено вернуться на траекторию, если он оставляет сопернику место на трассе, по ширине равное одному корпусу машины – такое правило введено с этого года.
По-моему, это похоже на метание по трассе, но лично я не считал, что, защищая позицию, гонщик обязательно меняет направление движения. Впрочем, был известный случай, когда Льюис Хэмилтон отбивал атаки Виталия Петрова в Малайзии, перемещаясь от одного края трассы к другому, причем, не раз, за что получил штрафной проезд по пит-лейну. Тогда он действительно существенно менял направление движения. Но, повторюсь, такое я видел лишь пару раз.
Вопрос: В этом году было несколько происшествий такого рода. Прежде всего, вспоминается гонка в Бахрейне, когда Нико Росберг вытеснял соперников на край трассы и даже за ее пределы. Эти случаи были расследованы, но никакие санкции не предпринимались: было решено, что Нико действовал в рамках правил, поскольку произвел только один маневр. Хотя со стороны казалось, что его маневр был достаточно опасным, поскольку кто-то был вынужден выехать за пределы трассы. Как принималось это решение, в чем его логика?
Чарли Уайтинг: Здесь все просто. Нико предпринял единственный маневр. Причем, сделал это решительно, без колебаний его совершил и продолжил движение в определенном направлении. Принципиальный момент состоит в том, что он предпринял свой маневр раньше гонщика, который за ним следовал. Т.е. он был первым…
Но ни в какой момент во время этих маневров машина соперника не успела поравняться с машиной Нико, а он оставил на трассе достаточно места. Поэтому решение было принято в пользу Нико. В такой ситуации ему позволено использовать всю ширину трассы для защиты своей позиции, и это отдельно оговаривается правилами. Росберг не вынуждал соперника выехать за пределы трассы, тот сам это сделал.
Например, Фернандо Алонсо сбросил газ, но Льюис решил во что бы то ни стало продолжить атаку, и здесь у меня единственный вопрос: а не получил ли он преимущества за счет того, что выехал за пределы трассы?
Эти два инцидента с участием Росберга мне детально известны. Нико был на грани нарушения, но все-таки не нарушил правил. После этого я разослал командам разъяснение, в котором сообщал следующее: если машина соперника уже в какой-то мере поравнялась с вашей, тогда вы не можете использовать всю ширину трассы.
Об этом я буду говорить с гонщиками в пятницу в Канаде. Надо это обсудить.
Вопрос: Также есть вопросы, связанные с моментом старта гонки, когда пилоты вытесняют друг друга в стену, или даже во время гонки, проезжая по старт-финишной прямой, которая часто является зоной использования DRS, и мы не раз видели, как гонщики оказываются в опасной близости от пит-уолл. Вы ничего не имеете против таких маневров?
Чарли Уайтинг: Вообще-то нет. Или вы имеете в виду то, что произошло между Михаэлем Шумахером и Рубенсом Баррикелло в Венгрии? В том случае машина Рубенса частично поравнялась с машиной Михаэля, и тот не оставил сопернику места, за что и был оштрафован.
Если спокойно анализировать тот эпизод, а не просто смотреть его запись и ужасаться, если попытаться вникнуть в суть происшедшего, то маневр Михаэля был не таким уж некорректным. Он не сильно отличался от того, что сделал Нико. Но просто там на трассе была стена, поэтому со стороны все выглядело намного хуже. Если Нико был на грани дозволенного, то Михаэль эту грань перешел.
Вопрос: На автодромах, построенных по проекту Германа Тильке, где организованы широкие зоны безопасности, гонщики, возможно, чувствуют, что могут толкаться, потому что при этом они не выпихивают друг друга на траву или в стену… При этом они необязательно сильно рискуют, но, возможно, толкаются более энергично, чем на более опасных трассах?
Чарли Уайтинг: Возможно, хотя они делают это не сознательно. Они идут на риск, зная, что самое худшее, что может случиться – это вылет машины в просторную зону безопасности.
Вопрос: Это хорошо?
Чарли Уайтинг: Это, скорее, философский момент…