Чарли Уайтинг, технический делегат и гоночный директор FIA, отдал автоспорту уже 35 лет, начав карьеру простым механиком в Hesketh, а затем долго проработав главным инженером Brabham, тогда принадлежавшей Берни Экклстоуну.
В эти дни один из патриархов Формулы 1 находится в Москве, инспектируя автодром Moscow Raceway, который готовится принять первую гонку. В эксклюзивном интервью F1News.Ru господин Уайтинг назвал московскую трассу «великолепной», подчеркнув, что она полностью соответствует всем стандартам Формулы 1. Кроме того, мы задавали вопросы и на другие темы, от перехода на новые турбомоторы до возможной отставки Берни Экклстоуна…
Вопрос: Что вы можете сказать о Moscow Raceway: насколько вы довольны увиденным?
Чарли Уайтинг: Я очень доволен! Здесь всё готово, и всё построено в соответствии с высочайшими стандартами, я бы сказал, что это стандарты уровня Формулы 1. Трасса просто великолепная, и больше всего меня впечатлило, с каким вниманием выполнена каждая деталь, каждая мелочь. Moscow Raceway не уступает ни одному из автодромов, которые мне доводилось видеть, он идеально подходит для машин Формулы 1.
Вопрос: Еще три с половиной года назад Герман Тильке, автор проекта, говорил нам, что на этой трассе можно будет проводить Гран При. И сегодня вы можете это подтвердить?
Чарли Уайтинг: Безусловно.
Вопрос: Из чего состоит процесс омологации FIA? Вы ведь не ограничиваетесь визуальной инспекцией, наверняка, ваши специалисты проводили какие-то измерения?
Чарли Уайтинг: Это было сделано несколько раньше. Как правило, мы получаем всю необходимую документацию от Германа Тильке, и это произошло примерно полтора года назад: тогда мы впервые увидели план трассы. И уже тогда дали свои первые комментарии, на какие моменты, возможно, надо обратить особое внимание, что подкорректировать. Пошел процесс консультаций, а когда здесь началось строительство трассы в соответствии с отредактированным планом, мы, как обычно, приехали за шесть месяцев до первой гонки.
Я был здесь в прошлом году, в начале декабря, и хотя в тот момент мало что можно было увидеть, потому что уже лежал снег, мы проверили, например, места расположения поребриков. В любом случае, сюда стоило приехать и зимой.
Затем я приехал уже в июне, чтобы всё проверить более точно, в том числе, расположение барьеров из шин, а также множество различных мелочей, которые нельзя увидеть на чертежах. И вот сегодня состоялась финальная инспекция.
Кое-что еще нужно доделать, но я на 100% уверен, что к предстоящей гонке Мировой серии Renault всё будет готово.
Вопрос: Приятно слышать такие оценки! А что вам известно про трассу в Сочи?
Чарли Уайтинг: Я видел схему трассы, мы её обсуждали, но в Сочи еще не был.
Вопрос: Если говорить о сегодняшнем дне Формулы 1: вы ожидаете, что во второй половине сезона вновь могут возникать противоречивые ситуации, наподобие той, в какой оказалась команда Red Bull Racing в Монако?
Чарли Уайтинг: Это может произойти в любой момент. В командах много толковых инженеров, которые изо всех сил стараются, оставаясь в рамках правил, тем не менее, использовать их максимально полно. Всегда будут возникать некоторые расхождения во мнениях, как это было в Монако – подобные ситуации повторяются из года в год. Не думаю, что это была последняя! (смеётся)
Вопрос: Насколько можно понять, FIA продлила до 24 июля срок, в течение которого можно вносить предложения по изменению регламента и правил 2013-го года. Это связано только с обсуждением Договора об ограничении ресурсов, или остаются и какие-то технические вопросы?
Чарли Уайтинг: Я не хотел бы это комментировать, потому что дискуссии пока не закончились.
Вопрос: Но можно ли ожидать, что технический регламент останется неизменным еще на один сезон?
Чарли Уайтинг: Да, планов изменения технического регламента у нас нет.
Вопрос: Ожидаете ли вы, что переход Формулы 1 на новые турбомоторы, запланированный на 2014-й год, будет сопряжен со значительными проблемами?
Чарли Уайтинг: Думаю, что больших проблем не будет, это точно. Но, полагаю, командам предстоит решать сложные инженерные задачи, потому что изменений будет много, изменения интересные, однако, зная возможности команд Формулы 1, я абсолютно уверен в том, что они справятся.
Вопрос: Что может вызвать самые серьезные трудности?
Чарли Уайтинг: Сама по себе разработка нового двигателя и связанных с ним узлов, таких как система KERS или турбонагнетатель, и прочих элементов, из которых состоит силовой агрегат, будет очень непростым делом. Инженерам команд придется осваивать новые сферы, и это неизбежно вызовет определенные сложности. По-моему, труднее всего будет найти правильные технические решения.
Вопрос: У вас уже есть какие-то обнадеживающие сведения от производителей новых двигателей, возможно, о каких-то первых результатах? Кто-то из них собирается уже этим летом приступать к стендовым испытаниям…
Чарли Уайтинг: Мы находимся в постоянном контакте со всеми производителями двигателей, но на этой стадии воздерживаемся от комментариев, поскольку все это – конфиденциальная информация.
Вопрос: Позвольте задать один неполиткорректный вопрос. По поводу будущих турбомоторов V6 высказываются разные мнения. Чья позиция ближе лично вам: президента FIA Жана Тодта, вашего нынешнего руководителя, активно продвигающего их внедрение, или господина Экклстоуна, вашего бывшего босса, которому больше нравятся привычные V8?
Чарли Уайтинг: Не комментирую. (улыбается)
Вопрос: А вы читали книгу No Angel, написанную журналистом Томом Бауэром о Берни Экклстоуне? Очень интересная работа, но действительно ли там рассказана правдивая история?
Чарли Уайтинг: Я начал ее читать, но не закончил, времени не хватило. Но я не настолько хорошо знаю Берни, мы знакомы только по работе, так что мне сложно судить, все ли там соответствует действительности. (смеется)
Вопрос: Какую Формулу 1 вы любите больше: современную, или вам, все-таки, дороже «старые добрые времена» 70-80-х, когда вы начинали карьеру в автогонках?
Чарли Уайтинг: Каждая эпоха привлекательна по-своему. Многим действительно дороги старые добрые времена, но когда-нибудь и современная Формула 1 станет историей, и о ней будут вспоминать точно так же. Мне очень нравились машины 70-80-х гг., но по сравнению с ними современные машины кажутся просто шедеврами инженерного искусства!
Команды сражаются за каждую тысячную долю секунды: в прежние времена мы таким не занимались, просто потому, что не могли это измерить. Сейчас наступила другая эпоха.
Вопрос: А у вас нет чувства, что мы стоим на пороге очередной, совсем новой эры в истории Формулы 1: турбомоторы V6, предполагаемый выход на биржу, слухи о неизбежной отставке Берни Экклстоуна?..
Чарли Уайтинг: Не комментирую…
Вопрос: И тогда напоследок: в Формулу 1 приходят новые, все более молодые гонщики, и возрастной разрыв между ними и патриархами спорта, в том числе и Чарли Уайтингом, становится все заметнее…
Чарли Уайтинг: Это естественный процесс, но люди не могут работать вечно – только Берни может! (смеется) Так устроена жизнь. У нас есть определенный план смены кадров, в FIA большой технический отдел, и, разумеется, когда я буду уже слишком стар для этой работы, её возьмет на себя кто-то другой.
Кроме того, когда достигаешь определенного возраста, тебе, наверное, уже не захочется жить в том же ритме, в каком ты жил последние 30 – 40 лет. Так что меня это совершенно не беспокоит.