В ближайшие выходные, 18-19 июня, во Франции пройдёт очередной, 84-й марафон «24 часа Ле-Мана». Как и раньше, легендарная гонка входит в зачёт чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC, причём участники смогут заработать вдвое больше очков, чем на обычных, 6-часовых этапах. Уже известно, что старт гонке даст знаменитый актёр Брэд Питт.
Гонка пройдёт на кольце Сарте, неподалёку от города Ле-Ман на северо-западе Франции. Это классическая и очень скоростная трасса, одна из самых длинных на сегодняшний день – её протяжённость составляет 13629 метров, что почти вдвое больше самой длинной трассы Формулы 1 (Спа). При этом Сарте стационарный автодром лишь наполовину – частично используются дороги общего пользования.
Несмотря на такую протяжённость, поворотов относительно немного – 38. В основном кольцо состоит из длинных прямых, соединённых медленными связками. Поэтому здесь очень важна мощность моторов и механическая эффективность шасси, а уровень прижимной силы отходит на второй план. Рекорд трассы в гонке был установлен год назад – Андре Лоттерер на Audi R18 e-tron quattro смог проехать круг за 3:17,475. В квалификации время поула Нила Яни на Porsche 919 Hybrid составило 3:16,887.
Главным отличием нынешней гонки от предыдущих станет рекордное количество участников – впервые на старт выйдут 60 экипажей! Перемены назрели давно – в последние годы заявочный лист регулярно превышал традиционное количество стартовых номеров. Однако расширить число участников мешали чисто технические проблемы – на трассе Сарте было всего 56 боксов. Год назад было принято решение построить дополнительные боксы.
Изначально организаторы планировали достичь числа в 60 машин только в 2017 году, а в 2016-м на старт должно было выйти 58 машин. Однако строительство шло с опережающими темпами, так что уже зимой промоутер гонки, французский автомобильный клуб ACO, объявил о досрочном выполнении своих обязательств. Тем не менее, и на этот раз заявочный лист не вместил всех желающих, так что не исключено, что в следующем году боксов в Ле-Мане будет ещё больше.
Категория LMP1
LMP1 – самый престижный класс прототипов, в котором могут быть представлены как заводские, так и частные команды. В этом классе производители имеют возможность экспериментировать с технологиями и конфигурацией. На старт допускаются машины как с передней, так и заднемоторной компоновкой, использующие бензиновые и дизельные, турбированные и атмосферные двигатели, а также гибриды.
Чтобы попасть под определение гибридной, машина должна двигаться по пит-лейн со скоростью 60 км/ч, используя только электрический привод. Однако фактически смысл в выделении гибридов в отдельную категорию пропал ещё несколько лет назад, так как именно такие машины сейчас доминируют в абсолютном зачёте. В нынешнем сезоне все заводские экипажи LMP1 (6 машин из 9) используют гибридные силовые установки. И лишь на трёх частных машинах используется турбомотор AER классической компоновки.
Технический регламент категории на сезон 2016 содержит несколько важных отличий по сравнению с предыдущим годом. В последнее время машины LMP1 стали слишком быстры, мощность силовых установок постепенно подбиралась к 1000 л.с., и в целях безопасности в FIA решили их несколько ограничить.
С этого сезона уровень потребления энергии ограничен 10 мегаджоулями, это примерно на 7,5% меньше, чем год назад для быстрейших машин. Пропорционально сокращён и мгновенный расход топлива. А конкретно для гонки в Ле-Мане действует и ещё одно ограничение – гибридная часть установки не должна быть мощнее 300 кВт.
По расчётам, всё это в Ле-Мане должно привести к потере гибридными прототипами LMP1 примерно четырёх секунд на круге. Однако эти расчёты не учитывают естественный прогресс команд, так что фактическая потеря может оказаться меньше. Одновременно к заводским командам немного подтянутся частники, не использующие гибридные силовые установки.
Ситуация с фаворитами гонки пока достаточно неопределённая. Одно можно сказать точно – никому из действующих победителей гонки повторить своё достижение в нынешнем году не удастся. По одной простой причине – никто из них не будет выступать 2016 году в этой категории! Нико Хюлкенбергу в этот уик-энд предстоит выйти на старт в гонке Формулы 1 в Баку, а в его отсутствие Porsche решила не выставлять третью машину, и отправила его прошлогодних напарников, Эрла Бамбера и Ника Тенди, в GTE Pro.
Защищать статус команды-победительницы будут два оставшихся экипажа Porsche на своих 919 Hybrid, значительно модернизированных по сравнению с прошлым годом. Формально первым экипажем команды станет машина №1 под управлением Тимо Бернхарда, Марка Уэббера и Брендона Хартли. Однако в двух первых гонках сезона экипаж преследовали проблемы, так что на их счету пока всего полтора очка, одно из которых – за поул на втором этапе в Спа.
Лидирует в чемпионате другой экипаж Porsche, Марк Либ/Нил Яни/Роман Дюма. Однако в действительности в обеих состоявшихся гонках этого сезона они финишировали позади Audi – только на первом этапе это были позже дисквалифицированные Фасслер/Лоттерер/Трелюйе, а на втором – Джарвис/ди Грасси/Дюваль. Так или иначе, машины Audi R18 (слова e-tron quattro в этом году из их названия исчезли) очень быстры, и в Сильверстоуне именно машина №8 завоевала поул и первой добралась до финиша.
У Toyota дела пока идут неважно. Новые TS050 Hybrid заметно уступают в скорости немецким машинам, и пока японцам остаётся лишь подбирать те очки, что теряют лидеры. Им удалось сделать это в Сильверстоуне, где экипаж Конвей/Сарразен/Кобаяши после всех сходов и дисквалификаций оказался вторым, но в Спа им повезло меньше. На счету второго экипажа, Буэми/Дэвидсон/Накаджима, пока всего лишь одно очко – в двух гонках они заработали по 0,5 очка за сам факт финиша.
Тем не менее, учитывая сокращённый заявочный лист в этой категории, у Toyota есть определённые шансы на высокий результат – в том числе победу. На этот раз противостоят им лишь четыре машины, и можно смело сказать, что без проблем обойтись не удастся никому. Вопрос только в том, кто справится с этими проблемами быстрее и эффективнее.
Что касается частных команд, то тут ситуация просто удивительная. В настоящий момент Rebellion R-One под управлением Доминика Крайхамера, Александра Императори и Матео Тушера занимает второе место в чемпионате мира! В обеих гонках они заняли третье место, так что уступают только Porsche №2. Второй экипаж команды, где выступают Ник Хайдфельд, Николя Прост и Нельсон Пике-младший, оба раза был четвёртым.
Так что на сегодня благодаря своей стабильности и надёжности машины Rebellion представляют угрозу даже для заводских команд – хотя с точки зрения чистой скорости гибридам, конечно, уступают. Что касается ещё одной команды в этой подкатегории, ByKolles Racing, ей остаётся надеяться только на удачу.
Отличить машины LMP1 можно по белым фарам и белому номеру на красном фоне.
Команда/Машина | Раскраска | Экипаж |
1. PORSCHE TEAM PORSCHE 919 Hybrid |
Т.Бернхард М.Уэббер Б.Хартли |
|
2. PORSCHE TEAM PORSCHE 919 Hybrid |
Р.Дюма Н.Яни М.Либ |
|
4. TEAM BYKOLLES CLM P1/01 - AER |
С.Труммер П.Каффер О.Уэбб |
|
5. TOYOTA RACING TOYOTA TS 050 Hybrid |
Э.Дэвидсон С.Буэми К.Накаджима |
|
6. TOYOTA RACING TOYOTA TS 050 Hybrid |
С.Сарразен М.Конвей К.Кобаяши |
|
7. AUDI SPORT TEAM JOEST AUDI R18 |
М.Фасслер A.Лоттерер Б.Трелюйе |
|
8. AUDI SPORT TEAM JOEST AUDI R18 |
Л.ди Грасси Л.Дюваль О.Джарвис |
|
12. REBELLION RACING REBELLION R-One - AER |
Н.Прост Н.Хайдфельд Н.Пике |
|
13. REBELLION RACING REBELLION R-One - AER |
М.Тушер А.Императори Д.Крайхамер |
Категория LMP2
LMP2 – младший класс прототипов. Технические характеристики машин здесь схожи с LMP1, но ограничений гораздо больше. Участники не могут использовать заводскую поддержку, при этом стоимость шасси не должна превышать 463 500 евро для закрытых кокпитов, и 388 500 евро – для открытых. Допускается использование безнаддувных двигателей объёмом до 5 литров, либо турбированных – до 3,2 литров. Масса машины – не менее 900 кг.
В последние годы именно эта категория пользуется наибольшей популярностью у участников – если год назад на старт в этом классе вышло 19 машин, то в этом году их будет уже 23! Это и неудивительно – для гонщиков прототипы привлекательнее машин GT, так как представляют собой специально построенные для автоспорта спорткары, а не адаптированные к гонкам серийные машины. При этом из-за ограничений, наложенных регламентом, стоимость участия здесь многократно ниже, чем в LMP1.
В отличие от большей части своей предыдущей истории, сейчас LMP2 предлагает разнообразие не только в вопросе команд и пилотов, но и по части шасси. В FIA вынашивают планы уже в следующем году оставить в этой категории только двух производителей, но пока здесь представлены шесть – Ligier, Oreca, BR, Morgan, Alpine и Gibson. Все они оснащаются моторами Nissan, Judd или Honda, и шинами Michelin или Dunlop.
В этой категории выступают сразу две российские команды, каждая из которых выставляет по две машины. Более того – впервые в гонке одновременно выступят три российских пилота, с именами которых связаны большая часть достижений нашей страны в кольцевом автоспорте за последние 10 лет – Роман Русинов, Виталий Петров и Михаил Алёшин. Причём, все трое поедут в разных экипажах, в двух разных командах.
Правда, статус у них при этом будет разный. Русинов и его команда G-Drive Racing – действующие чемпионы WEC в LMP2 - очевидные фавориты категории. На двух предыдущих этапах в квалификации пилотам G-Drive не было равных, хотя в гонке оба раза возникали какие-то проблемы. Теоретически трасса в Ле-Мане подойдёт их Oreca-05 гораздо больше, чем Сильверстоун и Спа, так что можно ожидать от команды очень уверенного выступления в квалификации. Однако Романа Русинова, разумеется, интересует победа в гонке, ведь «24 часа Ле-Мана» – единственная вершина в LMP2, которая ему до сих пор не покорилась.
В преддверии гонки в команде пошли на серьёзное изменение – Натанаэля Бертона, работой которого в G-Drive не были удовлетворены, сменил бывший гонщик Формулы 1 Уилл Стивенс. Британец быстр и стабилен, хорошо знает шасси Oreca-5, так как именно на нём выступает в Manor. Второй экипаж G-Drive, за который выступают Гидо ван дер Гарде, Симон Долан и Джейк Деннис, очень уверенно смотрится в European Le Mans Series, и после двух этапов лидирует в чемпионате. Правда, их шасси Gibson 015S подходит этой трассе хуже, чем Oreca.
У SMP Racing пока дела идут неважно, BR01 серьёзно не хватает скорости. В первых гонках отставание на круге доходило до пяти секунд, что на гораздо более длинной трассе в Ле-Мане будет означать проигрыш в 8-9 секунд. В команде предпринимают все усилия, чтобы исправить ситуацию, и экипажи Медиани/Минассян/Алёшин и Петров/Шайтар/К.Ладыгин сделают всё, что в их силах.
Отличительная особенность машин LMP2 на трассе: белые фары и белый номер на синем фоне.
Команда/Машина | Раскраска | Экипаж |
22. SO24! BY LOMBARD RACING LIGIER JS P2 - JUDD |
В.Капилляр Э.Марис Д.Коулман |
|
23. PANIS BARTHEZ COMPETITION LIGIER JS P2 - NISSAN |
Ф.Бартез П-Л.Шатен Т.Буре |
|
25. ALGARVE PRO RACING LIGIER JS P2 - NISSAN |
М.Мьюнманн К.Хой А.Пиццитола |
|
26. G-DRIVE RACING ORECA 05 - NISSAN |
Р.Русинов У.Стивенс Р.Раст |
|
27. SMP RACING BR01 - NISSAN |
Н.Минассян М.Медиани М.Алёшин |
|
28. PEGASUS RACING MORGAN - NISSAN |
И.Тэтэнже Р.Стрибиг Л.Руссел |
|
30. EXTREME SPEED MOTORSPORTS LIGIER JS P2 - NISSAN |
С.Шарп Э.Браун Й.ван Овербек |
|
31. EXTREME SPEED MOTORSPORTS LIGIER JS P2 - NISSAN |
Р.Дальциэл Л.Дерани К.Камминг |
|
33. EURASIA MOTORSPORT ORECA 05 - NISSAN |
П.Джунджин Т.Гомменди Н.де Брюйн |
|
34. RACE PERFORMANCE ORECA 03R - JUDD |
Н.Лёйтвилер Ш.Накано Д.Уинслоу |
|
35. BAXI DC RACING ALPINE ALPINE A460 - NISSAN |
Д.Ченг Х.-П.Тун Н.Панчьятичи |
|
36. SIGNATECH ALPINE ALPINE A460 - NISSAN |
Г.Менезес Н.Лапьер С.Ришельми |
|
37. SMP RACING BR01 - NISSAN |
В.Петров В.Шайтар К.Ладыгин |
|
38. G-DRIVE RACING GIBSON 015S - NISSAN |
С.Долан Д.Деннис Г.ван дер Гарде |
|
40. KROHN RACING LIGIER JS P2 - NISSAN |
Т.Крон Н.Йонсон Ж.Барбоса |
|
41. GREAVES MOTORSPORT LIGIER JS P2 - NISSAN |
М.Рохас Ж.Каналь Н.Бертон |
|
42. STRAKKA RACING GIBSON 015S - NISSAN |
Н.Левентис Д.Уоттс Д.Кэйн |
|
43. RGR SPORT BY MORAND LIGIER JS P2 - NISSAN |
Р.Гонсалес Б.Сенна Ф.Альбукерке |
|
44. MANOR ORECA 05 - NISSAN |
Т.Грэйвс М.Рао Р.Мери |
|
46. THIRIET BY TDS RACING ORECA 05 - NISSAN |
П.Тирье М.Беш Р.Хиракава |
|
47. KCMG ORECA 05 - NISSAN |
Ц.Мацуда М.Хоусон Р.Брэдли |
|
48. MURPHY PROTOTYPES ORECA 03R - NISSAN |
Б.Китинг Й.Блекемолен М.Гуссенс |
|
49. MICHAEL SHANK RACING LIGIER JS P2 - HONDA |
Д.Пью О.Негри Л.Вантор |
Категория LM GTE Pro
LM GTE Pro – категория спортивных автомобилей, построенных на базе серийных спорткаров Гран Туризмо. Здесь наиболее заметна связь между гоночными и обычными машинами. Буквы GTE в названии расшифровываются как Grand Touring Endurance, а Pro означает, что в этом классе соревнуются пилоты-профессионалы. Допускается использование безнаддувных моторов объёмом до 5,5 литров, либо турбированных – до 4 литров. Масса машины – не менее 1245 кг.
Число участников в этой категории тоже существенно выросло – если год назад на старт вышло девять машин, то на этот раз – 14. Такая прибавка, в первую очередь, связана с приходом в категорию знаменитой американской команды Чипа Ганасси при заводской поддержке Ford – команда выставит на старт сразу четыре новейших Ford GT!
В первых гонках машины неплохо себя показали, в особенности это касается экипажа М.Франкитти/Приоль/Тинкнелл. Тем не менее, главные фавориты категории будут выступать на машинах Ferrari 488 GTE. Экипаж Ригон/Бёрд/Бертолини из AF Corse выиграл две первые гонки сезона, и имеет отличные шансы одержать победу и в третьей. Их напарники Бруни/Каладо/Гуиди тоже в числе претендентов на победу.
Ещё одна итальянская машина выйдет на старт под американским флагом, в составе Risi Competizione, но в действительности эта команда тоже имеет заводскую поддержку Скудерии. Да и за руль её сядут едва ли не сильнейшие пилоты итальянцев – Джанкарло Физикелла, Тони Виландер и Маттео Малучелли.
Не стоит сбрасывать со счетов, впрочем, и три остальные заводские команды – Chevrolet, Porsche и Aston Martin. В американской WeatherTech SportsCar Championship машины Corvette выглядят очень уверенно. Истинную силу Porsche 911 RSR мы пока не знаем, так как для них это будет первый старт сезона, но в каждой из машин немецкого концерна поедет один из победителей прошлогоднего марафона в абсолюте – Эрл Бамбер и Ник Тэнди. Что касается Aston Martin, то их экипажи поднимались на подиум в обеих гонках WEC.
На этот раз в GTE Pro заявлена и одна частная команда – Dempsey-Proton Racing. Она тоже выступает на машинах Porsche, а состав пилотов весьма впечатляющий – Ричард Литц, Михаэль Кристенсен и Филипп Энг. На победу им претендовать, конечно, будет трудно, но на недавнем этапе в Спа им удалось опередить очень многих представителей заводских команд.
Ориентир для определения машины LM GTE Pro на трассе: желтые фары, белый номер на зеленом фоне.
Команда/Машина | Раскраска | Экипаж |
51. AF CORSE FERRARI 488 GTE |
Д.Бруни Д.Каладо А.Пер Гуиди |
|
63. CORVETTE RACING - GM CHEVROLET CORVETTE C7.R |
Я.Магнуссен А.Гарсиа Р.Тэйлор |
|
64. CORVETTE RACING - GM CHEVROLET CORVETTE C7.R |
О.Гавен Т.Милнер Д.Тэйлор |
|
66. FORD CHIP GANASSI TEAM UK FORD GT |
О.Пла С.Мюкке Б.Джонсон |
|
67. FORD CHIP GANASSI TEAM UK FORD GT |
М.Франкитти Э.Приоль Х.Тинкнелл |
|
68. FORD CHIP GANASSI TEAM UK FORD GT |
Д.Хэнд Д.Мюллер С.Бурдэ |
|
69. FORD CHIP GANASSI TEAM UK FORD GT |
Р.Бриско Р.Уэстбрук С.Диксон |
|
71. AF CORSE FERRARI 488 GTE |
Д.Ригон С.Бёрд А.Бертолини |
|
77. DEMPSEY-PROTON RACING PORSCHE 911 RSR (2016) |
Р.Литц М.Кристенсен Ф.Энг |
|
82. RISI COMPETIZIONE FERRARI 488 GTE |
Д.Физикелла Т.Виландер М.Малучелли |
|
91. PORSCHE MOTORSPORT PORSCHE 911 RSR (2016) |
П.Пиле К.Эстр Н.Тенди |
|
92. PORSCHE MOTORSPORT PORSCHE 911 RSR (2016) |
Ф.Маковецки Э.Бамбер Й.Бергмайстер |
|
95. ASTON MARTIN RACING ASTON MARTIN VANTAGE |
Н.Тим М.Соренсен Д.Тёрнер |
|
97. ASTON MARTIN RACING ASTON MARTIN VANTAGE |
Р.Стэнэвэй Ф.Рис Д.Эдэм |
Категория LM GTE Am
Технические требования к машинам в этом классе такие же, как и в LM GTE Pro, за одним исключением: на старт допускаются только прошлогодние или более старые машины. Буквы Am означают, что в этой категории должны участвовать пилоты-любители – в каждом экипаже должен быть как минимум один пилот уровня Bronze, и ещё один – Bronze или Silver. Третий пилот может быть любой категории, вплоть до Platinum. На этот раз в категориях GT мы не увидим российских команд – в SMP Racing решили сосредоточиться на LMP2.
На старт выйдут 13 машин – на одну меньше, чем год назад. Это довольно разношёрстная компания – в заявочном листе можно встретить как заводские команды Ferrari и Aston Martin, так и частников, представляющих самые разные страны. Впрочем, с технической точки зрения разнообразия тут даже меньше, чем в Pro – из-за отсутствия, по понятным причинам, машин Ford.
Несмотря на то, что многие пилоты в этой категории – любители, здесь тоже можно встретить немало известных имён. В их числе Пьер Раге, Таунсенд Белл, Кристиан Рид, Эммануэль Коллар и другие. Основное внимание вновь будет приковано к экипажу заводской команды Aston Martin, за которую выступят бывший гонщик Формулы 1 Педро Лами, сын Ники Лауды Маттиас, и канадский пилот-любитель Пол Далла Лана. В прошлом году они упустили победу в последний час гонки, и на этот раз постараются реабилитироваться.
Ориентир для определения машины LM GTE Am на трассе: желтые фары, белый номер на оранжевом фоне.
Команда/Машина | Раскраска | Экипаж |
50. LARBRE COMPETITION CHEVROLET CORVETTE C7-Z06 |
Ю.Ямагиши П.Раге Ж.-Ф.Беллок |
|
55. AF CORSE FERRARI 458 ITALIA |
Д.Кэмерон М.Гриффин А.Скотт |
|
57. TEAM AAI CHEVROLET CORVETTE C7-Z06 |
Д.О'Коннелл О.Брайант М.Паттерсон |
|
60. FORMULA RACING FERRARI 458 ITALIA |
Д.Лаурсен М.Мак Йенсен К.Ниэлсен |
|
61. CLEARWATER RACING FERRARI 458 ITALIA |
В.Мок К.Сава Р.Белл |
|
62. SCUDERIA CORSA FERRARI 458 ITALIA |
У.Суидлер Т.Белл Д.Сегал |
|
78. KCMG PORSCHE 911 RSR |
К.Рид В.Хенцлер Й.Каматиас |
|
83. AF CORSE FERRARI 458 ITALIA |
Ф.Перродо Э.Коллар Р.Агуаш |
|
86. GULF RACING UK PORSCHE 911 RSR |
М.Уэйнрайт Э.Кэрролл Б.Баркер |
|
88. ABU DHABI-PROTON RACING PORSCHE 911 RSR |
Х.Аль-Кубайси Д.Хейнемейер-Хансон П.Лонг |
|
89. PROTON COMPETITION PORSCHE 911 RSR |
К.МакНил Л.Кин М.Миллер |
|
98. ASTON MARTIN RACING ASTON MARTIN VANTAGE V8 |
П.Далла-Лана П.Лами М.Лауда |
|
99. ASTON MARTIN RACING ASTON MARTIN VANTAGE V8 |
Э.Ховард Л.Гриффин Г.Хирш |
Гараж 56
Так называемый «Гараж 56» (раньше это был номер последних боксов автодрома в Ле-Мане, сейчас же, когда их число достигло 60-и, название сохранили по традиции) – особая позиция в заявочном листе, которая обычно предоставляется участникам с экспериментальными технологиями. В 2014 году, например, именно в рамках этого зачёта на старт вышла машина DeltaWing ZEOD RC.
На этот раз машина, заявленная в «Гараже 56», совершенно обычная, из категории LMP2. Необычен один из её пилотов, Фредерик Соссэ. Четыре года назад из-за бактериальной инфекции ему ампутировали все четыре конечности, так что Соссэ станет первым пилотом-ампутантом в Ле-Мане, и вторым в истории 24-часовых гонок, после Алессандро Дзанарди в Спа в прошлом году.
Разумеется, Morgan LMP2, на котором выступит Соссэ, специально переоборудован – тормозом и газом он сможет управлять при помощи бедра, а руль держать протезом, прикреплённым к правой руке. Интересно, что его напарники, Кристоф Тенсо и Жан-Бернар Бувэ, будут управлять машиной обычным образом.
Команда/Машина | Раскраска | Экипаж |
84. SRT41 BY OAK RACING MORGAN LMP2 - NISSAN |
Ф.Соссэ К.Тенсо Ж.-Б.Бувэ |