Медицинский и спортивный директор компании Hintsa Performance Люк Беннетт – один из самых интересных людей в паддоке. Врач Mercedes и McLaren, советник физиотерапевтов гонщиков – на каждом Гран При у него около 350 пациентов. В интервью Джеймсу Аллену Люк Беннетт рассказал о статистике травм гонщиков и их особенностях…
В воскресенье, перед стартом Гран При Германии, мы говорили с Люком об инцидентах в сегодняшней Формуле 1 и тех обстоятельствах, при которых гонщики получают травмы.
Прошедший в минувший уик-энд Гран При Германии стал 50-й гонкой после перехода на гибридные турбомоторы, и Беннетт решил оглянуться назад и оценить те факторы, которые за это время приводили к авариям, после которых гонщик оказывается в медицинском центре трассы. Результаты оказались не совсем такими, как можно было бы ожидать.
Люк Беннетт: «В FIA отлично справляются со своей работой во время аварий на трассах, при выяснении их причин и последствий, чему очень помогают технические новинки – скоростные видеокамеры и датчики перегрузок. Как врач команды, я отвечаю за восстановление гонщиков и возвращение их к работе, но сейчас хочу чуть шире взглянуть на особенности инцидентов в сегодняшней Формуле 1.
За последние три сезона я присутствовал при 23-х медицинских инцидентах с участием 24-х гонщиков. В данном случае «медицинский инцидент» – это ситуация, которая привела к визиту гонщика в медицинский центр, травме или срабатыванию датчика опасной перегрузки – более 15 g».
Вот, что обнаружил Беннетт:
- подавляющее большинство медицинских инцидентов (87 %) произошло на сухой трассе и во время гонки (65 %). Только 30 % инцидентов произошли во время тренировок или квалификации, несмотря на их большую продолжительность. А на тестах за 48 дней произошел только один инцидент – авария Фернандо Алонсо в Барселоне привела к медицинскому вмешательству, хотя в прошлом гонщики часто получали серьёзные или смертельные травмы на тестах.
- в семи инцидентах (30%, все во время гонки) участвовали две машины, но лишь однажды сразу обоим гонщикам потребовалась медицинская оценка. Обычно в таких ситуациях страдает один пилот.
- с 2014 года пять раз машины переворачивались и только в одном таком случае гонщик получил травму.
- инциденты происходили на 11 трассах, на шести из них – больше одного.
- четыре инцидента заставили гонщика пропустить по крайней мере одну гонку. В двух из них участвовал Фернандо Алонсо, а один не был связан с аварией, когда Боттас повредил спину в Мельбурне’15.
Если сравнить эту статистику с ситуацией в футболе или регби, то там получение травмы спортсменом часто приводит к пропуску одной или нескольких игр. В Формуле 1 гонщик пропускал следующую гонку только в четырёх случаях за 50 Гран При.
Травмы шеи, несмотря на то, что аварии происходят на больших скоростях, в Формуле 1 очень редки – помогает устройство HANS и тренированные мышцы шеи у гонщиков.
«Учитывая все эти инциденты, вместе с теми, что произошли в серии WEC, можно утверждать, что получение травм гонщиками нашего времени связано с высокими скоростями на сухой трассе, высокими перегрузками (особенно в случаях, когда они превышают 40g), и боковыми либо вращательными воздействиями», - продолжает Беннетт. «Черепно-мозговые травмы, включая сотрясение мозга, и от лёгких до умеренных травм груди являются наиболее частыми медицинскими причинами пропуска гонки».
В следующем году перемены в регламенте приведут к увеличению скорости, по расчётам – до пяти секунд на круге. Увеличит ли это риск травм головы?
«Я говорил лишь о своих наблюдениях – у меня недостаточно данных для анализа», - говорит Беннетт. «Но вывод, который мы можем сделать, состоит в том, что Формула 1 остаётся относительно безопасным спортом, даже несмотря на ужасную трагедию Жюля Бьянки. Даже самые серьёзные аварии на большой скорости имеют достаточно мягкие последствия».