В McLaren произошли серьёзные перемены, команда активно готовится к сотрудничеству с Honda, рассчитывая на большой шаг вперёд в 2015-м, но результаты в 2014-м соответствовали прошлогодним – сезон без побед и пятое место в Кубке конструкторов
McLaren Mercedes | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2014 | 19 | 5 | 181 | 3 | 2 |
2013 | 19 | 5 | 122 | 6 | 4 |
2012 | 20 | 3 | 378 | 1 | 1 |
2011 | 19 | 2 | 497 | 1 | 1 |
Дженсон Баттон | 19 | 8 | 126 | 3 | 3 |
Кевин Магнуссен | 19 | 11 | 55 | 5 | 2 |
Когда в конце 2013-го у команды закончился контракт с Vodafone, многие считали, что нового титульного спонсора назовут на презентации машины, но этого не произошло. На презентации не было и руководителя команды Мартина Уитмарша – его имя не упоминалось в официальных документах, а его пост упразднили без каких-либо пояснений. Позже, в конце января, было объявлено о назначении Эрика Булье на новую для McLaren должность гоночного директора. Француз подчинялся непосредственно Рону Деннису, вернувшемуся к работе с командой.
Произошли перемены и в составе пилотов – Серхио Переса заменил Кевин Магнуссен, со второй попытки завоевавший чемпионский титул в Формуле Renault 3.5. Инициатива его приглашения исходила от Денниса – Кевин отлично провёл сезон в Мировой серии Renault и считался сильнейшим на тот момент гонщиком молодёжной программы McLaren. Его напарником был опытный Дженсон Баттон, проводивший с командой уже пятый сезон.
Многим болельщикам и экспертам кризис команды в сезоне 2013 года казался явлением временным – у всех бывают неудачные годы. В McLaren использовали силовую установку Mercedes, первыми представили новую машину – над созданием MP4-29 несколько лет работали лучшие инженеры в Уокинге, команда неплохо отработала зимние тесты, заняв четвёртую строчку по пройденной дистанции.
Более того – в первой гонке сезона оба гонщика попали в первую тройку после дисквалификации Даниэля Риккардо. Казалось, все факторы успеха вновь совпали, но эта гонка так и осталась лучшей в сезоне для McLaren.
Соперники быстро освоились с новыми машинами и после двух результативных Гран При McLaren в трёх гонках подряд осталась без очков. Не из-за поломок и сходов – просто скорости не хватало, чтобы закончить гонку в десятке.
Аэродинамика MP4-29 оказалась недостаточно эффективной, машине не хватало прижимной силы, ведущим колёсам – сцепления с трассой, резина быстро изнашивалась, и эффективная силовая установка Mercedes не могла помочь.
Баттон делал всё возможное, Магнуссен прибавлял с каждой гонкой, но машина не позволяла гонщикам продемонстрировать свой уровень – в итоге команда завершила первую европейскую гонку в Барселоне на шестой строчке в Кубке конструкторов – худшей из тех, кто использовал силовую установку Mercedes.
Надо отдать команде должное. Скоро в McLaren добились нужной стабильности – начиная с Гран При Монако в каждой гонке удавалось зарабатывать очки, а доработка машины продолжалась до конца сезона – нужно было найти и устранить её слабые места чтобы не повторить ошибок в следующем году.
В конце сезона в McLaren подготовили промежуточную версию шасси – MP4-29 доработали под габариты силовой установки Honda. Такую машину сначала опробовали во время съёмочного дня в Сильверстоуне, а потом привезли на тесты в Абу-Даби, но там она за два дня не проехала ни одного полного круга.
Отвечая на вопросы F1News.Ru после окончания сезона Эрик Булье заявил, что в целом итоги года соответствуют его ожиданиям, главное – удалось провести реструктуризацию и подготовиться к началу новой главы в истории команды.
Эрик Булье: «Сезон получился долгим, но во многом позитивным. Больше всего радует то, что после некоторого периода, когда результаты McLaren снижались, мы смогли стабилизировать ситуацию.
Подиум в Австралии был немножко «ненастоящим», просто мы были хорошо готовы к старту сезона, в отличие от других команд. Но когда у всех всё наладилось, McLaren оказалась, наверное, лишь пятой или шестой по скорости. И всё-таки в нескольких последних гонках мы доказали, что претендуем на третье место в рейтинге самых быстрых команд. Это значит, что мы смогли улучшить показатели, переломили негативную тенденцию и остановили спад. McLaren вновь набирает обороты, что для меня крайне важно.
Второй момент со стороны не слишком заметен. Мы завершаем процесс общей реструктуризации команды, всё получилось так, как я хотел: я планировал к концу сезона на 95% закончить эту работу. Могу сказать, что это выполнено. Команда готова сделать следующий шаг».
На фоне не лучших результатов на трассе возникли проблемы и среди акционеров. 50% акций команды принадлежит фонду Mumtalakat, но другие акционеры – Рон Деннис и Мансур Оджей не считали, что представитель правящего в Бахрейне клана сможет должным образом представлять интересы команды в Совете директоров Формулы 1. В прессу попала информация о переговорах Денниса сначала с китайскими инвесторами, потом с руководством Honda, а осенью – с датским предпринимателем. Рон искал деньги, чтобы выкупить акции у Mumtalakat. Всё это не улучшало психологическую ситуацию в команде.
Не улучшала её и неопределённость с составом на 2015-й год. Баттону и Магнуссену пришлось ждать до декабря – когда все вакансии в других командах уже были заполнены, но и сейчас имя напарника для перешедшего из Ferrari Фернандо Алонсо пока не названо.
Многие называют следующий сезон переходным для McLaren/Honda, но c этим не согласны ни в команде, ни в японском концерне. Ещё в 2013-м, объявив о возобновлении сотрудничества, говорилось о важности побед уже в первом сезоне. До его начала команде предстоит многое сделать. Возможно, вновь не обойдётся без громких отставок.