Известный британский журналист Марк Хьюз на страницах журнала Motorsport рассуждает о кадровых перестановках в Скудерии…
Марк Хьюз: «Редкий день обходится без очередных новостей о том, что из Ferrari опять кого-то уволили.
Последней жертвой стал Нил Мартин, главный стратег – он отправился вслед за главным инженером Пэтом Фраем, главным конструктором Николасом Томбасисом и специалистом по шинам Хирохиде Хамашимой, уволенными на прошлой неделе. Уже можно говорить о том, что за сезон Скудерия потеряла одного президента, двух руководителей команды и пятерых руководителей департаментов. Вероятно, это рекорд, даже для Ferrari.
В этой связи интересно вспомнить рассказ Пэта Симондса о том, как в Williams удалось переломить негативные тенденции. Предыдущий сезон оказался провальным, команда заработала только 5 очков, машина была неконкурентоспособной и ненадёжной, однако уже в 2014-м Williams заняла 3-е место в Кубке конструкторов. Техническое руководство взял на себя Симондс, но интересно, что успехов команда добилась, не прибегая к кадровым перестановкам.
“Это действительно неплохой коллектив, – считает Симондс. – На 95% он тот же, что и в прошлом году, но при этом работает лучше, не оглядываясь назад. Работа группы технических специалистов организована примерно так, как было в Renault в годы её славы. Людям нравится вместе трудиться, они честны друг перед другом, они не винят друг друга в неудачах, но просто работают сообща. Все они – профессионалы высокого уровня – как ни удивительно, но раньше не было человека, который бы говорил им, что надо делать, и они просто не могли сосредоточиться на главном – на скорости машины.
Вопрос был в эффективности и согласованности действий всего департамента: надо было чётко поставить задачу, объяснив, что конкретно нужно делать, чтобы добиться более высокой скорости машины, а не просто пытаться получить какие-то результаты исследований в аэродинамической трубе… ”
Обычно по мере снижения результатов нарастает вал проблем, с которыми сталкивается команда. Людей охватывает страх, они занимают оборонительную позицию, пытаясь переложить вину за происходящее на других, между департаментами и между специалистами начинается нездоровая конкуренция, а плодотворное сотрудничество и гибкость в подходах к работе стремится к нулю – от этого результаты становятся ещё хуже. Симондсу удалось остановить именно такой процесс, сняв угрозу неизбежных увольнений и добившись, чтобы все осознали: новое руководство не собирается искать виноватых, но намерено действовать во имя прогресса всей команды.
Руководить специалистами высокого уровня, стараясь добиться от них наилучшего результата – непростая задача. Такие люди, как Пэт Симондс, умеют это делать – возможно, это одно из самых ценных их достоинств. Лучших инженеров отличает способность объединить талантливых технических специалистов и повести за собой ради успеха всего коллектива. Таких, как Симондс – очень мало, к их числу также относятся Росс Браун и главный моторист Mercedes Энди Кауэлл.
Единственный период, когда Ferrari работала по-настоящему эффективно – это времена, когда высшее руководство не вмешивалось в повседневную работу команды, поэтому коллектив не испытывал страхов, и в нём не было связанной с ними внутренней вражды. Росс Браун и Жан Тодт сдерживали попытки Луки ди Монтедземоло вмешиваться в рабочий процесс. По иронии судьбы, сам Монтедземоло точно так же действовал в 70-х, когда старался смягчить влияние Энцо Феррари с его причудами.
Это вовсе не говорит о том, что высшие руководители – бестолковые люди, но им не всегда удаётся вникать в детали, хотя без этого невозможно разобраться в механизмах многообразной деятельности команды и поддерживать её на необходимом уровне. Особенно если штат состоит из 800 человек.
Когда такие люди, как Браун или Симондс берут эту работу на себя, высшее руководство команды может сконцентрироваться на стратегических задачах и заняться долгосрочным планированием. Если каждый сотрудник действительно находится на своём месте и эффективно трудится, то за несколько сезонов команда может добиться позитивных перемен. Впрочем, если этого нет, то за те же несколько сезонов она может скатиться из лидеров чемпионата в середняки. После ухода Брауна и Тодта 8 лет назад Ferrari оказалась во власти этого процесса, и в 2014-м её результаты окончательно стали посредственными, что и повлекло массовые увольнения.
Но сейчас, когда все эти перестановки произошли, несколько ключевых вопросов остаются без ответов. Под силу ли техническому директору Джеймсу Эллисону мобилизовать все войска, как это в своё время удалось Россу Брауну? Сможет ли Джеймс добиться уверенного роста результатов, и когда это произойдёт? И смогут ли Серджио Маркионне и Маурицио Арривабене создать ему условия для работы, а сами не будут в неё вмешиваться?»