В конце новогодних каникул мы подводим итоги традиционного ежегодного опроса на F1News.Ru, стартовавшего в начале декабря. Он ставит точку в описании событий сезона 2014 года и очень важен для редакции, позволяя судить об интересах болельщиков. Мы не учитывали множественные голосования – здесь ответы только из уникальных анкет!
Где вы живете и сколько вам лет?
77% заполнивших анкету – жители России, с появлением национального Гран При процент немного вырос. Чуть меньше 13% живут на Украине, около 13% в Беларуси и других странах.
В последние годы стабильно растёт размер самой большой возрастной группы – почти 48% заполнивших анкету от 25 до 34 лет. Вместе с теми, кому от 35 до 44, они составляют более 70% аудитории. 93.5% заполнивших анкету – мужчины, 59.2% имеют высшее образование.
Стаж болельщика
Часто говорят, что достаточно однажды увлечься Формулой 1, и эта любовь останется навсегда. Почти 50% участников опроса следят за Гран При более 15 лет, 23% – от 10 до 15. Появление в календаре Гран При России несколько увеличило процент тех, кто впервые заинтересовался Формулой 1 в минувшем году, и мы уверены в том, что в 2015-м новых болельщиков будет ещё больше, ведь российский пилот будет выступать в топ-команде.
Где вы смотрите трансляции гонок?
Большая часть российской аудитории смотрит трансляции по телевизору – на каналах Россия 2 и Спорт 1, но с каждым годом растёт число тех, кто следит за онлайн-трансляциями в сети – теперь их 38.5%. Популярный прежде просмотр в клубах вновь занял последнюю строчку – около 3% аудитории.
За кого из действующих гонщиков вы болели?
В этой номинации предусматривался множественный выбор, так что результат в каждом случае – доля аудитории в целом. В 2012-м первую строчку занял Петров, в 2013-м большая часть симпатизировала Райкконену, в этом году безоговорочный лидер – Даниил Квят.
За кого из действующих гонщиков Формулы 1 вы болели? | |
Даниил Квят | 49.59% |
Фернандо Алонсо | 33.00% |
Кими Райкконен | 32.12% |
Льюис Хэмилтон | 27.93% |
Нико Росберг | 25.67% |
Фелипе Масса | 22.93% |
Дженсон Баттон | 21.18% |
Даниэль Риккардо | 13.50% |
Жюль Бьянки | 11.12% |
Себастьян Феттель | 10.87% |
Валттери Боттас | 9.34% |
Нико Хюлкенберг | 6.36% |
остальные | < 5% |
2013: Райкконен (48.7%), Алонсо (38.2%), Масса (19.4%)
За какую из действующих команд вы болели?
Лидер в этой категории не меняется много лет – с болельщиками у Ferrari в России нет проблем, осталось решить проблемы с результатами – очередной неудачный сезон немного снизил число тех, кто заявил о том, что болел за Скудерию.
О важности результатов свидетельствует и вторая строчка Williams – у этой команды много болельщиков, но в прошлом году она заняла лишь восьмую строчку в нашем опросе. Впрочем, Mercedes сохранила третью строчку при почти таком же проценте голосов, как год назад, хотя доминировала по ходу сезона.
Крайне важен и фактор гонщиков – после ухода Кими Райкконена Lotus опустилась со второй строчки в конец таблицы с результатом на уровне погрешности. Соответственно интересу болельщиков снизился и интерес спонсоров, и продажа атрибутики – за всё приходится платить.
За какую из действующих команд вы болели? | |
Scuderia Ferrari | 36.49% |
Williams Racing | 22.40% |
Mercedes AMG Petronas F1 Team | 21.15% |
McLaren Mercedes | 16.35% |
Scuderia Toro Rosso | 13.92% |
ни за какую | 11.75% |
Marussia F1 Team | 11.22% |
Infiniti Red Bull Racing | 10.63% |
Sahara Force India F1 Team | 2.80% |
остальные | < 2% |
2013: Ferrari (42.6%), Lotus (24.1%), Mercedes (20.1%)
Какую оценку вы бы поставили прошедшему сезону?
В последние годы интрига закручена весьма лихо, но в 2013-м Феттель победил во всех гонках после летнего перерыва, досрочно выиграв титул – и сезон получил «тройку».
В 2014-м, несмотря на доминирование Mercedes, борьба за титул продолжалась до последней гонки сезона. В итоге – уверенная «четвёрка», а на второй строчке отличная оценка – большинство наших читателей считает, что сезон удался!
Какую оценку (по пятибалльной шкале) вы бы поставили прошедшему сезону? | |
4 | 44.21% |
5 | 24.22% |
3 | 23.88% |
2 | 5.39% |
остальные | < 2% |
Команда, добившаяся наибольшего прогресса
Победа Williams в этой номинации не вызывала сомнений, в итоге команда набрала больше половины голосов. Впрочем, все команды первой тройки попали в неё заслуженно – в Mercedes не дали соперникам шансов отыграться по ходу сезона, а в Red Bull Racing добились серьёзного прогресса после неудач на зимних тестах, выиграв три гонки.
Команда, добившаяся наибольшего прогресса | |
Williams Racing | 55.44% |
Mercedes AMG Petronas F1 Team | 37.16% |
Infiniti Red Bull Racing | 3.99% |
остальные | < 2% |
2013: Mercedes (53.8%), Red Bull Racing (20.9%), Lotus (12.6%)
Лучшая команда по работе в боксах
В последние годы команды свели к возможному минимуму время проведения пит-стопов, а ужесточение наказаний за небезопасный выпуск машин замедлил темп дальнейшего прогресса. Без проблем не обошлось, но лидеры были стабильны, на командном мостике принимались верные решения – действия Mercedes признаны лучшими в этой номинации.
Лучшая команда по работе в боксах | |
Mercedes AMG Petronas F1 Team | 32.12% |
Infiniti Red Bull Racing | 26.55% |
McLaren Mercedes | 18.35% |
Scuderia Ferrari | 9.85% |
Williams Racing | 2.13% |
остальные | < 1% |
2013: Red Bull Racing (49.2%), Ferrari (34.5%), Mercedes (7.4%)
Лучшая команда чемпионата
В Mercedes почти безукоризненно провели сезон, прервав гегемонию Red Bull Racing, четыре раза подряд выигрывавшей в этой номинации.
Лучшая команда чемпионата | |
Mercedes AMG Petronas F1 Team | 85.14% |
Williams Racing | 7.15% |
Infiniti Red Bull Racing | 2.82% |
остальные | < 2% |
2013: Red Bull Racing (75.2%), Ferrari (9.3%), Mercedes (7.9%)
Команда, провалившая сезон
От Ferrari в этом году многого ждали. Райкконен вернулся в Скудерию, в команде выступали два чемпиона мира, у инженеров была возможность оптимально интегрировать собственную силовую установку в шасси, но сезон получился одним из самых неудачных в истории команды – первый с 1993-го без побед и лишь четвёртое место в Кубке конструкторов.
Команда, провалившая сезон | |
Scuderia Ferrari | 30.03% |
Lotus F1 Team | 27.41% |
Sauber F1 Team | 26.07% |
McLaren Mercedes | 6.56% |
Infiniti Red Bull Racing | 3.21% |
Marussia F1 Team | 2.82% |
Caterham F1 Team | 2.26% |
остальные | < 1% |
2013: McLaren (58.9%), Williams (17%), Ferrari (14.1%)
Лучший дебютант
Если в 2013-м дебютанты выступали в слабейших командах и их можно было сравнивать только с напарниками, то в 2014-м ситуация изменилась – Даниил Квят подписал контракт с Toro Rosso, а Кевин Магнуссен сел за руль McLaren. В итоге эксперты признали россиянина лучшим дебютантом 2014-го, а в нашем опросе он победил с огромным преимуществом.
Лучший дебютант | |
Даниил Квят | 77.23% |
Кевин Магнуссен | 16.71% |
нет ответа | 3.25% |
Андре Лоттерер | 2.21% |
Маркус Эриксон | 0.33% |
Уилл Стивенс | 0.24% |
2013: Валттери Боттас (40.3%), Жюль Бьянки (29.3%), Эстебан Гутьеррес (6.9%)
Лучший гонщик в квалификации
Многие считали, что Хэмилтону на конкурентоспособной машине нет равных в квалификации, но в 2014-м Росберг опередил британца во внутрикомандной дуэли по этому показателю. Да, некоторые говорили, что Нико просто удалось найти лучший подход к резине на короткой серии кругов, но успех в квалификации – это всегда сочетание факторов.
Самый крупный счёт в этих противостояниях у Ferrari, где Алонсо выиграл у Райкконена 16:3, заняв третью строчку в нашем опросе. Интересно, что испанец лишь на несколько голосов обошел Даниила Квята – россиянин на четвёртой строчке.
Лучший гонщик в квалификации | |
Нико Росберг | 69.54% |
Льюис Хэмилтон | 14.71% |
Фернандо Алонсо | 3.11% |
Даниил Квят | 3.11% |
Валттери Боттас | 3.00% |
Даниэль Риккардо | 2.15% |
остальные | < 1% |
2013: Себастьян Феттель (67.1%), Льюис Хэмилтон (13.9%), Нико Росберг (4.3%)
Разочарование сезона
Худшим инцидентом сезона стала авария Жюля Бьянки в Сузуке. Крайне неудачное стечение обстоятельств привело к аварии с очень серьёзными последствиями, омрачившей концовку чемпионата.
На второй строчке в рейтинге разочарований – звук новых моторов. Мнения по этому поводу разошлись, в том числе в нашей редакции, но многим читателям звук не понравился.
Разочарование сезона | |
Авария Жюля Бьянки в Сузуке | 38.87% |
Звук новых силовых установок | 17.99% |
Кризис Marussia и Caterham | 14.13% |
Продолжающиеся неудачи McLaren | 8.16% |
Разногласия между Фернандо Алонсо и Ferrari | 6.16% |
остальные | < 3% |
Лучшая и худшая гонка
Второй год подряд в двух этих номинациях нет победителя. Явно лишние этапы покинули календарь, а очевидного лидера нет – порой очень интересные гонки проходили на трассах, где прежде никто не ждал серьёзной интриги.
На второй строчке в номинации на лучшую гонку – Гран При России, на худшую – Гран При Японии, где попал в аварию Бьянки.
Лучший мотор
Силовая установка Mercedes стала безоговорочным лидером сезона – как по эффективности, так и по надёжности. Без проблем не обошлось, но их было гораздо меньше, чем у конкурентов. В итоге – самая убедительная победа в этой номинации за последние годы.
Лучший мотор | |
Mercedes | 97.93% |
остальные | < 1% |
2013: Renault (55.3%), Mercedes (23.1%), Ferrari (13.7%)
Лучшее выступление гонщика
Финишировав девятым в Монако, Жюль Бьянки заработал первые очки для Marussia F1 Team. И хотя команде это не помогло избежать банкротства, его результат в Монако навсегда останется частью истории Формулы 1.
На второй строчке – впечатляющая серия Льюиса Хэмилтона из пяти побед подряд в концовке сезона, ставшая залогом итоговой победы.
Лучшее выступление гонщика | |
Бьянки в Монако (с 21-го места на 9-е) | 25.28% |
Серия Хэмилтона из 5 побед подряд | 16.96% |
Росберг в России (с 20-го места после первого круга на 2-е) | 13.58% |
Хэмилтон в Венгрии (с пит-лейн на 3-е место) | 9.96% |
Риккардо в Канаде (победа с 6-го места) | 9.57% |
Алонсо в Венгрии (с 5-го места на 2-е) | 6.27% |
Боттас в Великобритании (с 14-го места на 2-е) | 5.90% |
остальные | < 4% |
Лучший старт
Фелипе Масса в Бахрейне начинал гонку с седьмого места, но на старте пробился на третье, оказавшись позади лишь двух пилотов Mercedes – по мнению читателей это был лучший старт в минувшем сезоне.
Фелипе Масса: «Фантастический старт – я всё сделал верно, шины обеспечили хорошее сцепление – всё прошло отлично. Я занимал высокую позицию и боролся с соперниками, но, к сожалению, износ резины оказался выше, чем мы ожидали».
Сезон 2014: Лучший старт | |
Масса в Бахрейне (с 7-го места на 3-е) | 33.20% |
Хэмилтон в Австрии (с 9-го места на 4-е) | 18.48% |
Хэмилтон в Абу-Даби (со 2-го места на 1-е) | 15.42% |
Квят в Бразилии (с 17-го места на 13-е) | 12.59% |
остальные | < 5% |
Лучший руководитель команды
Главный показатель работы руководителя команды – её результаты. В руководстве Mercedes смогли избежать худшего сценария в противостоянии гонщиков, сохранив при этом интригу и отказавшись от командной тактики – этот сезон Вольфф, безусловно, может занести себе в актив, наравне с Падди Лоу и Ники Лаудой, ведь в Mercedes отказались от этого поста, разделив полномочия.
Интересно, что двоих руководителей команд по итогам опроса в сезоне 2013 года – Росса Брауна и Стефано Доменикали, больше нет в паддоке.
Сезон 2014: Лучший руководитель команды | |
Тото Вольфф (Mercedes AMG Petronas F1 Team) | 46.81% |
Кристиан Хорнер (Infiniti Red Bull Racing) | 21.77% |
Клэр Уильямс (Williams Racing) | 17.52% |
остальные | < 3% |
2013: Кристиан Хорнер (58.4%), Росс Браун (23.5%), Стефано Доменикали (5.2%)
Лучший технический директор
Имя Эдриана Ньюи часто упоминают, иллюстрируя роль личности в истории Формулы 1 – талантливый британский инженер построил невероятное число быстрых машин, многие годы доминировавших в чемпионате. Ньюи традиционно побеждает в этой категории – даже с недостаточно эффективными моторами Renault построенная им машина позволила Red Bull Racing в 2014-м выиграть три гонки и занять второе место в Кубке конструкторов.
Конечно, на этот раз преимущество Ньюи в опросе оказалось не столь подавляющим, как в 2013-м, когда свои голоса ему отдали 89% опрошенных, но он всё равно – более, чем вдвое – опередил ближайшего коллегу из другой команды. Впрочем, в 2014-м Ньюи объявил, что будет постепенно отходить от дел в Формуле 1, так что в этой номинации скоро сменится победитель.
Лучший технический директор | |
Эдриан Ньюи (Infiniti Red Bull Racing) | 49.70% |
Боб Бэлл (Mercedes AMG Petronas F1 Team) | 23.88% |
Пэт Симондс (Williams Racing) | 16.82% |
остальные | < 2% |
2013: Эдриан Ньюи (90.8%), Пэт Фрай (2.7%), Боб Белл (1.1%)
Лучший гонщик
Опрос по поводу лучшего гонщика – всегда самый любопытный, он сочетает симпатии болельщиков с результатами на трассе. В 2012-м первую строчку занял Алонсо, в 2013-м – Феттель, но победа Хэмилтона в 2014-м стала самой впечатляющей по набранным голосам. Путь к титулу не был для британца лёгким – он смог несколько раз отыграть серьёзное отставание от напарника, что оценили болельщики.
Впервые в истории наших опросов, если не считать гонщиков, завершивших карьеру, прошлогодний победитель этой номинации не попал даже в десятку, набрав 1.14% голосов. В 2015-м Феттелю предстоит найти возможность реабилитироваться в глазах болельщиков.
Лучший гонщик | |
Льюис Хэмилтон | 53.02% |
Фернандо Алонсо | 13.41% |
Даниэль Риккардо | 11.40% |
Нико Росберг | 8.28% |
Валттери Боттас | 2.49% |
Даниил Квят | 2.28% |
Кими Райкконен | 2.08% |
остальные | < 2% |
Лучшая машина
Победитель в этой номинации был очевиден – Mercedes F1 W05 позволила команде доминировать, одержать 16 побед в 19-ти Гран При и досрочно завоевать Кубок конструкторов.
Лучшая машина | |
Mercedes F1 W05 Hybrid | 90.41% |
Williams FW36 | 4.06% |
Red Bull RB10 | 3.57% |
остальные | < 1% |
2013: Red Bull RB9 (88.9%), Lotus E21 (3.01%), Ferrari F138 (3.00%)
Персона года
Два года подряд в этой номинации побеждал Кими Райкконен, хотя не становился чемпионом мира. На этот раз победил чемпион, что бывает не так часто – Льюис Хэмилтон почти втрое опередил ближайшего претендента.
Сезон 2014: Персона года | |
Льюис Хэмилтон | 31.83% |
Даниэль Риккардо | 13.46% |
Берни Экклстоун | 9.62% |
Даниил Квят | 9.48% |
Фернандо Алонсо | 7.83% |
Тото Вольфф | 4.20% |
Нико Росберг | 3.63% |
Валттери Боттас | 2.51% |
остальные | < 2% |
2013: К.Райкконен (24.0%), С.Феттель (20.6%), Э.Ньюи (12.5%)
Событие года для российских болельщиков
Первый в истории Гран При России Формулы 1, новость о переходе российского гонщика в топ-команду – лет десять назад это казалось фантастикой, а в 2014-м стало фактом. Первый Гран При России уже состоялся и возглавил наш рейтинг, но у Даниила Квята в следующем году есть шанс подняться на первую строчку в этом опросе. Скрестим пальцы!
Событие года для российских болельщиков | |
Дебютный Гран При России в Сочи | 62.23% |
Переход Даниила Квята в Red Bull Racing | 27.37% |
остальные | < 1% |
Как вы оцениваете дебютный Гран При России?
Первый Гран при России получил самые высокие оценки – от гонщиков, команд и критичной европейской прессы. В нашем опросе у российского этапа твёрдая пятёрка, а поездку на Гран При России в 2015-м планируют 27.4% наших читателей!
Как вы оцениваете (по пятибалльной шкале) дебют в календаре Гран При России? | |
5 | 52.85% |
4 | 27.38% |
3 | 10.23% |
остальные | < 2% |
Как вы оцениваете изменение регламента на моторы?
Переход Формулы 1 на новые силовые установки вызвал неоднозначные оценки. С одной стороны – это очевидный прогресс с точки зрения эффективности и экономичности, открывающий и другим производителям двери в чемпионат, с другой – многие разочарованы высокими затратами, из-за которых две команды не смогли полностью провести сезон. Точную оценку даст только время, но пока большая часть аудитории настроена весьма категорично.
Как вы оцениваете изменение регламента на моторы? | |
Отрицательно, это не те моторы, которые нужны Формуле 1 | 45.04% |
Позитивно, регламент должен соответствовать современным тенденциям | 24.99% |
Нейтрально | 24.44% |
Затрудняюсь ответить | 5.52% |
Как вы оцениваете эффект от использования системы DRS?
Система снижения лобового сопротивления DRS в последние годы стала привычной в Формуле 1 и постепенно появляется в младших сериях, но воспринимается по-прежнему критично – любители чистой борьбы возражают против решений, помогающих гонщикам обгонять, и их число почти не меняется.
Как вы оцениваете эффект от использования системы DRS? | |
Положительно, система способствовала увеличению числа обгонов | 34.28% |
Нейтрально, обгонять стало легче только на некоторых трассах | 32.94% |
Отрицательно, я считаю эту систему искусственной | 25.80% |
Затрудняюсь ответить | 6.97% |
Как вы оцениваете вклад шин Pirelli в результаты прошедшего сезона?
Если в 2013-м шины Pirelli были едва ли не главным объектом для критики, то в 2014-м популярность руководителя Pirelli Motorsport Пола Хембри у журналистов резко упала – теперь очередь выстраивалась у моторхоума Renault, где мотористам приходилось отвечать на острые вопросы.
Шинники выбрали более консервативную стратегию, и это сработало. Да, пит-стопов на некоторых трассах стало чуть меньше, но обошлось без взрывов шин, гонщики меньше жаловались на износ, да и команды за несколько лет нашли подход к резине.
Как вы оцениваете вклад шин Pirelli в результаты прошедшего сезона? | |
Шины сыграли важную роль, но она не была определяющей | 50.66% |
Шины – одинаковые для всех | 43.89% |
Шины вновь стали ключевым фактором | 5.44% |
Стоит ли расширять календарь чемпионата?
Команды часто жалуются, что гонок в календаре стало слишком много – это здорово осложняет логистику, а у рядовых сотрудников почти не остаётся свободного времени, но у гонщиков и болельщиков иная позиция – чем больше гонок, тем больше интересной борьбы!
Стоит ли расширять календарь чемпионата? | |
Да, этому будут рады все болельщики | 57.50% |
И девятнадцати гонок вполне достаточно | 30.73% |
Нет, это явный перебор, идеальное количество гонок – не более 18-и | 9.45% |
Нет ответа | 2.31% |
Огромное спасибо всем, кто участвовал в опросе. Скоро начнутся зимние тесты и мы увидим новые машины, в марте они выйдут на старт, а через год подведём итоги очередного сезона. В ближайшие 12 месяцев нас наверняка ждут сюрпризы!