В последние годы наблюдается весьма печальная тенденция: у европейских автодромов всё больше проблем, и число традиционных Гран При постепенно сокращается. Да, в календарь вернулся австрийский этап, но Формула 1 потеряла гонки в Имоле и Маньи-Куре, а теперь серьёзную тревогу вызывает будущее Гран При Германии, попеременно проводившегося в Хоккенхайме и на Нюрбургринге. Кроме того, неясно, как сложится дальнейшая судьба гонки в Монце, когда истечёт контракт этого автодрома с FOM, рассчитанный до 2016 года.
Сайт Crash.net опубликовал рассуждения итальянского журналиста Фабрицио Корньяти о том, что предпринимается для спасения классического Гран При Италии, неразрывно связанного с историей Формулы 1 и всего мирового автоспорта.
Фабрицио Корньяти: «Берни Экклстоун считает, что “старый контракт был очень неудачным с коммерческой точки зрения”, и предупредил, что условия договорённостей будут изменены. Итальянские организаторы уже испытывают давление, понимая: чтобы гонка осталась в календаре, придётся платить намного больше.
Экклстоун хочет удвоить ежегодную плату за право проводить гонку в Монце, сейчас составляющую 11-12 млн. евро. Компании SIAS, которой принадлежит автодром, будет крайне сложно найти 20-22 млн., ведь её единственный источник дохода – это продажа билетов на трибуны, поскольку бизнес по приёму корпоративных гостей Берни давно взял под свой контроль.
Роберто Марони, президент Ломбардии, региона Италии, на территории которого находится Монца, пообещал автодрому 20-миллионные инвестиции в обмен на право собственности на расположенную рядом королевскую виллу и парк. При этом правительство страны гарантировало бы SIAS налоговые вычеты в размере 8-10 млн. евро, и такая поправка даже была внесена в так называемый "Закон о стабилизации", но перед самым Рождеством сенат её отклонил.
Как бы в подтверждение непредсказуемости итальянской политики парламент страны в ближайшие недели вновь собирается вернуться к обсуждению этого вопроса… Фактически это означает, что будущее Гран При Италии во многом зависит от решения законодателей.
Последние новости на эту тему были на минувшей неделе, когда министр труда Джулиано Полетти пообещал, что правительство поддержит поправку.
“Монца – это бренд, принадлежащий всей Италии. Забавно, что я это говорю, потому что сам я родом из Имолы…, – сказал он. – Нет причины отклонять эту поправку».
Ожидая, пока политики примут своё решение, бывший гонщик Формулы 1 Иван Капелли, недавно избранный президентом Миланского автоклуба, и директор автодрома Франческо Ферри разрабатывают собственную стратегию спасения Монцы, собираясь расширить программу соревнований, которые будет принимать трасса, в частности, на неё возвращается этап чемпионата World Superbike.
Но есть и альтернативный план.
“Если в следующем году нам не удастся продлить контракт, мы приготовили “план В”, включающий проведение различных соревнований и развитие сопутствующих проектов. В любом случае, Монца выживет, с Берни Экклстоуном или без него”, – сказал Ферри.
Но если Монца сможет обойтись без Гран При, то Гран При не сможет обойтись без Монцы.
“Если Монца потеряет гонку, то другого Гран При Италии на какой-то другой трассе уже не будет”, – вынужден был признать политик Фабрицио Сала. Столь опытный переговорщик, как Экклстоун, это понимает и считает такой аргумент самым действенным.
Безусловно, европейские гонки не могут соревноваться с прекрасными азиатскими автодромами, построенными в последние годы, к тому же, проведение Гран При часто поддерживается правительствами богатых азиатских государств, поскольку принимать гонку Формулы 1 – это престижно. Но у этих трасс нет той истории, которая есть у Монцы. Может быть, Экклстоун этот момент не рассматривает вообще, но для спонсоров он очень важен. Не было бы у Ф1 столь богатой истории, не было бы того особого очарования и привлекательности, этот чемпионат вряд ли бы собирал многомиллионную аудиторию по всему миру. Ведь без болельщиков, без их способности притягивать спонсорские деньги этот спорт бы давно перестал существовать».