В паддоке Барселоны в эти дни ходят мрачные слухи. Говорят, финансовая ситуация команд второй половины пелотона крайне тяжёлая, и есть риск, что на старт в Мельбурне выйдут только 12 машин. Marussia Manor не в счёт.
Конечно, это крайне маловероятный сценарий, но вот на чём основаны такие разговоры: недавно в Лондоне представители Lotus, Force India и Sauber встречались с Берни Экклстоуном, и на повестке дня стоял вопрос о путях выхода из кризиса. Команды объясняли главе менеджмента Формулы 1, что при самом худшем сценарии они не смогут выйти на старт в Гран При Австралии. Причина – проблемы с финансированием.
Тема несправедливого и неправильного распределения доходов, которые приносят чемпионату телетрансляции, горячо обсуждалась в конце прошлого года, но никакие решения приняты не были, и сейчас говорить об этом уже поздно. Но проблема осталась, поэтому команды фактически предъявили Экклстоуну ультиматум. Однако это опасные игры, поскольку Берни, не исключено, может быть заинтересован в обострении ситуации, чтобы продавить какие-то из своих идей. Например, о возвращении старых атмосферных моторов V8, что сразу позволит сократить годовые бюджеты на 25 млн. евро. Эти моторы могли бы использоваться командами второго эшелона, и тогда чемпионат окончательно разделился бы на две лиги.
Проблемы Lotus, Force India и Sauber действительно напрямую связаны со странностями финансовой системы, укоренившейся в Формуле 1. Вот что говорит по этому поводу Жерар Лопес, совладелец и руководитель Lotus F1: «Ноябрь, декабрь и январь – самые тяжёлые для команды Формулы 1, ведь в это время вы должны разрабатывать и строить новые машины, на что уходит 43% бюджета. Но в этот период вообще нет никаких финансовых поступлений».
Кстати, в том числе и поэтому стартовый взнос команды перечисляют FIA в самый последний момент перед началом сезона.
Если у вас нет достаточных резервов, то в эти месяцы обостряются все проблемы. Поставщикам приходится ждать, пока вы сможете с ними расплатиться. Однако некоторым такая ситуация надоела, и они всё чаще стали требовать предоплату. В феврале надо проводить первые платежи производителям силовых установок, а это серьёзная сумма, порядка пяти млн. евро. Иногда лизинговые контракты с моторостроителями напрямую заключает Экклстоун, и команды этих денег вообще не видят.
Первую часть призовых выплат по итогам предыдущего сезона FOM выплачивает только в феврале. Спонсоры начинают перечислять командам деньги в лучшем случае в апреле-мае. Так что в межсезонье у Lotus, Force India и Sauber ситуация незавидная, и поэтому они обратились к Экклстоуну за авансом. Вполне возможно, что без этого они не смогут подготовить свои машины к первой гонке.
«Когда сезон начнётся, всё будет несколько проще, потому что мы начинаем регулярно получать доходы, а расходы сводятся только к оплате логистики, финансировании процесса модернизации и выплате зарплат», - добавил Лопес.
Впрочем, у Sauber может появиться ещё одна проблема: Гидо ван дер Гарде, бывший резервный гонщик швейцарской команды, подал на неё в суд, и в скором времени должно начаться разбирательство. Если голландец выиграет, ситуация Sauber осложнится.