Алан Макниш, бывший гонщик Формулы 1, трёхкратный победитель «24 часов Ле-Мана», а ныне эксперт BBC Sport, анализируя итоги гонки в Сильверстоуне, считает, что у заметно прибавившей в скорости Williams была возможность побороться за победу, но команда сама упустила этот шанс.
По мере того, как сезон приближается к экватору, Williams вновь вернула себе репутацию второй по скорости команды, уступающей только Mercedes. Неделю назад на Гран При Великобритании их машина была явно быстрее Ferrari – пока не начался дождь, после чего команда откатилась на те же позиции, которые занимала в конце прошлого года.
В зимнее межсезонье Ferrari опередила Williams, это стало возможным, благодаря значительной модернизации двигателя, но определённые изменения коснулись и шасси. Однако в Австрии Williams представила серьёзный комплекс обновлений, но работа над машиной продолжилась и перед британским этапом чемпионата, что позволило команде бросить вызов лидерам. Это можно считать выдающимся достижением, учитывая, что её бюджет примерно наполовину меньше, чем у Mercedes и Ferrari.
На следующем Гран При, который пройдёт в Венгрии в конце июля, позиции Williams по-прежнему будут прочны, и в дальнейшем она вновь может рассчитывать на 3-ю позицию в Кубке конструкторов, хотя потенциально у неё есть шанс побороться с Ferrari и за 2-е место. Если ей удастся опередить итальянскую команду по итогам чемпионата, в 2016 году Williams будет в более комфортной финансовой ситуации, что позволит продолжить процесс возрождения, начатый в прошлом году.
Огрехи командной тактики
На фоне этих хороших новостей есть и не столь позитивные моменты: итоги гонки в Сильверстоуне должны были оставить у команды из Гроува некоторое разочарование, ведь без тактических просчётов не обошлось.
Первые 19 кругов дуэт гонщиков Williams занимал две первые позиции, но финишировали они лишь на 4-м и 5-м местах: их опередили не только соперники из Mercedes, но и Себастьян Феттель на Ferrari.
Не исключено, что Williams упустила шанс на победу в гонке, когда не разрешила Валттери Боттасу опередить Фелипе Массу. Дождь, начавшийся незадолго до финиша, лишь усложнил ситуацию, поскольку машина FW37 не лучшим образом справляется с такими условиями. И мне кажется, что результат был бы выше, если бы команда избрала иную тактику после старта Гран При.
Вместо того, чтобы сразу позволить Боттасу выйти в лидеры и посмотреть, сможет ли он создать отрыв от Mercedes, команда сначала дебатировала с финном, порекомендовав ему не бороться с напарником. Это и стало ключевым моментом.
Подозреваю, в Williams удивились, когда оказались на первых двух позициях, хотя стартовали со второго ряда. Скорее всего, команда ожидала, что в лучшем случае сможет финишировать позади гонщиков Mercedes, и на брифинге перед гонкой рассматривался именно такой сценарий.
Поэтому когда Масса и Боттас отлично стартовали, а затем Валттери воспользовался ошибкой Льюиса Хэмилтона после рестарта и опередил действующего чемпиона мира, команда оказалась в несколько затруднительном положении, ведь существуют изначальные договорённости, что у её гонщиков равный статус. Всё закончилось тем, что в Williams разрешили напарникам бороться за позицию, если не будет риска, что Mercedes сможет воспользоваться ситуацией и усилить прессинг.
Ради победы надо идти на всё
На этой стадии гонки было ясно, что Боттас быстрее напарника, и у него была возможность уйти в отрыв, что позволило бы Williams остаться впереди после первых пит-стопов. Массе бы это не понравилось, но ему могли пообещать, что напарник вернёт позицию, если план побороться за победу не удастся реализовать. В каком-то смысле это был заколдованный круг, ведь если бы они позволили Валттери выйти вперёд, Williams бы критиковали за использование командной тактики. Поскольку они этого не сделали, то теперь приходится отвечать на вопросы, почему не было принято столь очевидное решение.
Если проанализировать ход гонки с цифрами в руках, то действительно укрепляешься в мысли, что у Williams был шанс удержать первую позицию как минимум после первой волны пит-стопов, если бы Боттасу позволили выйти в лидеры. В гонках надо продолжать бороться за победу до конца.
Когда вы преследуете более быструю машину, вы не сможете её опередить, если только у соперника не начнутся проблемы. А если вы едете впереди, то шанс удержаться на этой позиции есть всегда, поскольку соперник ещё должен найти возможность для обгона, а у вас есть возможность тактического манёвра.
Если бы гонщики Williams поменялись позициями, Боттас мог бы – я в этом не сомневаюсь – создать отрыв в несколько секунд, что позволило бы ему остаться впереди и после пит-стопов. Насколько я понимаю, для этого хватило бы преимущества в 4 секунды.
В реальности Williams пришлось первым приглашать на пит-стоп Массу, в тот момент лидировавшего в гонке, чтобы попытаться защититься от Хэмилтона. В результате Льюис опередил обе машины Williams, а Боттас мог бы пропустить ещё и Нико Росберга, который уже было обошёл Валттери, когда тот выехал из боксов, но финн смог отыграться.
Впрочем, пожалуй, это было уже не так важно, ведь когда начался дождь, Williams оказалась в сложной ситуации: их машины не отличаются уверенным поведением на мокрой трассе.
Тем не менее, это не меняет сути дела. Не так уж часто у Williams появляется шанс добиться успеха, подобный тому, какой эта команда получила в Сильверстоуне – если уж тебе повезло, надо этим пользоваться. Команда могла действовать более смело, а не придерживаться консервативной тактики, что её в итоге и подвело.