Кими Райкконен – один из самых опытных гонщиков Формулы 1, он занимает 8-е место по числу стартов в Гран При в истории чемпионата и 3-е – среди современных пилотов. За свою довольно долгую карьеру, которая продолжается уже 14-й сезон, он пилотировал машины с двигателями V10, V8 и V6, а также работал с тремя поставщиками резины.
Финн впервые сел за руль машины Формулы 1 в 2000 году на тестах в Муджелло, когда в Sauber хотели оценить потенциал быстрого молодого гонщика, производившего неплохое впечатление в Формуле Renault.
Кими Райкконен: «До тестов у меня было лишь приблизительное представление о машине Формулы 1, ведь я никогда не видел её "живьём", точнее, видел, но не на трассе, поэтому я с трудом представлял себе, что ждать. Я выступал в Формуле Renault, провел одну серию тестов в Формуле 3. Да, скорость Формулы 3 была чуть выше Формулы Renault, но не намного. В тот год я уже бывал на трассе в Муджелло до первых тестов в Формуле 1 – тогда я работал с машиной Формулы Renault, но машина Формулы 1 – это совсем другое дело!
Пожалуй, я был готов ко всему, поскольку не знал, что ждать. Я просто хотел понять, каково это. Из-за высоких физических нагрузок в Формуле 1 пришлось несладко, и мышцы шеи не могли с ними справиться, хотя на любой другой трассе было бы гораздо легче. В общем, я мог проехать круга три, а затем возвращался в боксы и ждал. Разумеется, тогда не было усилителей рулевого управления, так что приходилось тяжеловато.
У меня не возникло никаких особых сложностей с пилотированием. Дело было, скорее, в скорости – к ней надо было привыкнуть. В Ф1 всё происходит гораздо быстрее, поэтому нужно время, чтобы адаптироваться к тормозам. Пожалуй, из-за этого первый день получился сложным, но уже на следующий день стало проще, словно я пилотировал машину Формулы Renault. Скорость уже не казалась такой уж высокой, всё давалось легче. Удивительное ощущение!»
После сезона в Sauber Кими Райкконен перешёл в McLaren, но не заметил существенной разницы в уровне техники – по его мнению, машина швейцарской команды была весьма конкурентоспособной: «Разница чувствовалась, но мне кажется, у Sauber была хорошая машина. Нельзя сказать, что Sauber С20 была ужасной – мы закончили сезон на четвертой строчке, так что это неплохая машина. Для своего бюджета команда отлично справилась.
McLaren – крупная команда, и людей там работает много. Тогда у них была ещё старая база, а не современный технологический центр. Британская и швейцарская команды работали немного по-разному, но стремились к одинаковым результатам.
Что касается машин, то все они действительно разные. По-моему, в то время McLaren уже перешла на шины Michelin – это было главным отличием, и надо было научиться работать с этой резиной. Следовательно, сравнивать машины сложно. В отличие от Sauber, McLaren – топ-команда, но для меня изменилось не так много.
Это был интересный опыт, и многое было в новинку, но я не видел в этом ничего сложного. Я уже лучше чувствовал помощь команды, ведь у McLaren и сотрудников больше, и денег – это всё упрощало. Важно и то, что у меня уже был опыт.
Эта команда вкладывала гораздо больше средств в модернизацию машины, в работу с топливом, со смазочными материалами, и т.д. Она больше работала с электроникой, ведь в то время это играло важную роль. Например, в Sauber мы получили усилитель руля, кажется, в Монце – это было неплохо, но время на круге зависит от множества факторов – от работы дифференциала, трэкшн-контроля и так далее. Уже тогда у нас были современные коробки передач, но если бы в команде было больше людей, можно было усовершенствовать процесс переключения передач, что позволило бы отыграть много времени.
В этом плане в McLaren было проще, поскольку у небольших команд недостаточно информации и специалистов. В Уокинге больше сотрудников, но обе команды старались добиться одинаковых результатов. Таким образом, в McLaren я быстро освоился и сразу же почувствовал себя комфортно. Со мной работали отличные инженеры, и это был новый вызов».
В McLaren Кими одержал свои первые девять побед, а в 2007-м перешёл в Ferrari, заменив Михаэля Шумахера, и первый же сезон принёс финну успех.
«Опять же главным отличием были шины – я много лет работал с Michelin, а в Ferrari мне пришлось вернуться к Bridgestone, – продолжил Кими. – Но та резина Bridgestone отличалась от прежней продукции японской компании: всё было совершенно иначе, поскольку теперь все команды использовали одинаковые шины. Однако эта резина была совершенно не похожа на те специальные шины времен соперничества двух шинных компаний, Michelin и Bridgestone. Это сыграло важную роль, наряду с особенностями пилотирования. Вот если бы у нас были те старые шины, то не думаю, что у команды возникло бы столько сложностей.
Конечно, если сравнивать с Ferrari все остальные машины, которые я пилотировал, то от итальянской машины сложнее всего было добиться эффективной работы – всегда требовалось больше времени, чтобы получить то, что нужно. Как только это удается, всё в порядке, но она не такая, как остальные.
Опять же, я оказался в другой стране, среди новых людей, но мне всё равно это понравилось. Я провёл много лет в McLaren, а подписав контракт с Ferrari, знал, что надолго останусь в этой команде, и это было здорово. Мечтаешь ты о таком или нет, но Ferrari остается Ferrari, понимаете? А все остальные команды – это не Ferrari, и мне всё равно, сколько раз они побеждали.
Конечно, на первых тестах у меня были проблемы, я перепробовал много разных подходов, но результаты оставались прежними. В итоге мы сориентировались, и хотя потом у нас возникло несколько проблем, нам удалось с ними справиться и успешно провести сезон, который в любом случае не назовёшь простым. Начался он неплохо, возможно, даже слишком хорошо, но затем всё вернулось в обычное русло, и мы понимали, что результаты не соответствуют ожиданиям. Мы стойко это выдержали, но мы преодолели все сложности и уверенно отыгрались. Это был удивительный сезон.
Всегда хочется, чтобы сезон прошёл спокойнее, но успехов и неудач тогда было много. В итоге мы добились цели, выиграли больше гонок, чем соперники, и заработали больше очков. Я не ожидал, что сразу же завоюю титул, тем более в Ferrari – это никогда не было легко, но мне кажется, сейчас мы возвращаемся на правильный путь, и последние два года всё складывалось неплохо. Я считаю, что мы вернемся на позиции, привычные для Ferrari, которые она и должна занимать».
В 2009-м Райкконен покинул итальянскую команду и два года выступал в ралли, а также пробовал свои силы в других гоночных сериях. Вернувшись в Формулу 1 после перерыва, Кими должен был адаптироваться к очередной новой команде, к Lotus, и к новым шинам Pirelli. По словам финна, опыт ралли во многом ему помог.
«Конечно, у меня были сомнения, ведь я пропустил несколько сезонов в Формуле 1, но я более или менее представлял себе, что из этого получится, – продолжил Райкконен. – Правила менялись каждый год, сменился поставщик резины и так далее, но если отставание от лидеров не столь велико, а машина эффективна, то особых проблем не должно было возникнуть.
В Валенсии я протестировал машину Lotus двухлетней давности на демонстрационной резине, и мне сразу всё понравилось. Надо было решить некоторые проблемы с рулем и другими небольшими деталями, но с первого же круга машина показалась мне вполне достойной. И я решил, что это неплохое начало. В Валенсии я проехал не так много, ведь это не самая быстрая трасса, да и круг там короткий. Но уже после 10 кругов мне казалось, что всё в порядке, и я знал, что всё пройдет нормально.
Затем возник вопрос, насколько конкурентоспособной окажется новая машина по сравнению с соперниками, но когда я вернулся в чемпионат, у меня не было особых причин для беспокойства. Да, всегда есть опасения по поводу того, как всё пройдет, но я не стал бы подписывать контракт, если бы у меня не было уверенности, что всё должно быть в порядке. У меня было одно серьезное преимущество: всё это время я активно выступал в гонках, а ралли, что бы ни говорили остальные, многому вас учит. Ещё в 2009-м, когда я участвовал в ралли, одновременно выступая в Ferrari, мне показалось, что это мне помогает.
Конечно, это опасный вид спорта, но травму можно получить где угодно, поэтому я считаю, что ралли даёт хороший опыт, ведь надо быть точным и более сконцентрированным, чем обычно, надо внимательно слушать штурмана. При этом нужно не только слушать, но и пилотировать, так что надо делать несколько дел одновременно, и пока это не станет настолько привычным, что вы перестаете об этом задумываться, вы не добьетесь хорошей скорости.
Я ничуть не уступал в скорости остальным на тестовых трассах, поскольку их я знал, и тут никаких проблем не было. Но также пришлось ориентироваться по легенде, которую ещё надо составить – мне кажется, это многому меня научило. Кроме того, ралли помогает в пилотировании, поскольку это очень сложный спорт. Если бы я ничем не занимался два года, адаптация потребовала бы больше времени, но мне показалось, что вернуться в Формулу 1 не так сложно...
Я до сих пор получаю удовольствие от Формулы 1. Когда в 2014-м изменился регламент, всё было в новинку, и, возможно, дела шли не так хорошо, как хотелось бы. Уровень некоторых команд вполне соответствовал их собственным ожиданиям, но нас, разумеется, наши результаты не устраивали.
Управляемость машины зависела и от её возможностей, и от сцепления на конкретной трассе, и от условий – сложностей было много, и разобраться с ними оказалось непросто. Но со временем ситуация улучшалась. Да, звук машин теперь иной, но пилотирование само по себе не изменилось. Ты работаешь за рулём точно так же – согласен, приходится экономить топливо, но ведь и в прошлом приходилось заботиться о том, чтобы подольше сохранить ресурс тормозов, или ещё о чём-то. Так что принципиально ситуация не меняется, просто меняются какие-то отдельные моменты, и они действительно могут быть разными.
В общем, я бы не сказал, что всё стало совсем по-другому, не считая звука и каких-то вещей, которые тебя окружают, но я рад, что для меня всё вновь наладилось, и всё идёт нормально».