Бывший гонщик Алан Макниш в своей традиционной колонке на сайте BBC Sport подвёл итоги первой половины сезона 2016 года.
В Формуле 1 настал летний перерыв, а это хороший момент, чтобы вспомнить прошедшую часть сезона и дать оценку командам, гонщикам и состоянию спорта в целом.
Пока год складывается довольно интересно, схватка за титул идёт напряжённая, и все гонки, за исключением трёх, порадовали борьбой по всему пелотону. После первых 12-ти этапов понятно одно: преимущество Mercedes вновь носит тотальный характер. Гонщики других команд ярко выступают лишь эпизодически, а это означает, что в ноябре в Абу-Даби чемпионом мира станет либо Льюис Хэмилтон, либо Нико Росберг.
Росберг против Хэмилтона – чья возьмёт?
Битва двух представителей Mercedes разворачивается намного интереснее, чем в прошлом году, когда Хэмилтон лидировал с большим отрывом, а расстановка прочих сил тоже претерпела серьёзные изменения, что тоже позитивно влияет на интригу чемпионата.
С самого начала сезона Росберг вырвался вперёд, победив в Австралии, а затем одержав победы в трёх следующих гонках – в Бахрейне, Китае и России. И было понятно, что прервать череду успехов гонщика Mercedes под силу только другому гонщику Mercedes.
Машина чемпионской команды по-прежнему отличается существенным скоростным преимуществом, а единственная её техническая слабость, похоже, проявляется только во время процедуры старта: как мы видели, на старте гонщики Mercedes в этом году нередко теряли позиции.
Вообще, если говорить об этой процедуре, то идеально её отработать сложно, поскольку её невозможно точно воспроизвести на симуляторе, и вообще эта работа не является нормальной частью процесса доводки машины. Но разобраться с ней надо, потому что нет смысла добиваться успехов в квалификации, если потом вы всё время теряете позиции во время старта. Кроме того, проблемы на старте чреваты происшествиями в первом повороте, как это было с Хэмилтоном в Бахрейне.
Если говорить о гонщиках Mercedes, то надо отметить заметное снижение результатов Нико Росберга. После четырёх гонок он лидировал с преимуществом в 43 очка, и казалось, что он на пути к титулу, ведь Хэмилтону будет трудно отыграться. Создавалось впечатление, что Нико действует намного более уверенно, и ему вполне комфортно в психологическом плане. Однако за семь последних гонок Хэмилтон отыграл 62 очка, и теперь лидирует он. Вспоминая, как развивалась интрига сезона, можно сказать, что поворотным моментом стали гонки в Испании и Монако.
В Барселоне гонщики Mercedes столкнулись на первом круге и сошли с трассы, после чего у них состоялся серьёзный разговор с Тото Вольффом, руководителем команды. На следующем этапе, в Монако, Росберг хорошо провёл квалификацию, но весьма неубедительно выглядел во время гонки на мокрой трассе. На первых кругах он ехал настолько медленно, что команда приказала ему пропустить Хэмилтона, и в итоге он финишировал седьмым, а победа досталась Льюису.
После этого Росберг уже не опережал Хэмилтона в ходе гонок, кроме Баку, где Льюис сам всё испортил, неважно выступив в квалификации. На своём опыте я знаю, что когда тебя просят пропустить напарника, психологически это довольно тяжело. Впрочем, как и осознавать, что на мокром асфальте ты был медленнее него на секунду с лишним.
Но главные события, по-моему, произошли всё-таки в Испании. Не думаю, что Росбергу пришлось бы пропускать Хэмилтона в Монако, если бы не авария в Барселоне. А перед летним перерывом Нико провёл ещё одну слабую гонку – в Германии. По его словам, он намерен в свободное время проанализировать случившееся. Но я считаю, что об этом лучше забыть, как следует отдохнуть и вернуться за руль со свежими силами и в хорошем настроении.
Заключительная часть сезона будет тяжёлой – за короткое время предстоит провести много гонок, и большинство из них будут выездными. Всё это требует дополнительных затрат энергии, поэтому вернуться надо подготовленным.
Ближайшие преследователи лидеров
По сравнению с прошлым годом в Red Bull Racing добились заметной прибавки в скорости. В первой половине 2015-го они были в среднем на 1,5 секунды на круге медленнее Mercedes, а сейчас – лишь на 0,86 секунды. В значительной мере это объясняется тем, что в Renault модернизировали двигатель, но и шасси RB12 весьма неплохое, так что команда из Милтон-Кинса уже опередила Ferrari и, начиная с Испании, когда туда пришёл Макс Ферстаппен, заработала на 33 очка больше, чем Скудерия.
Ожидаю, что особенно хорошо Red Bull Racing выступит в Сингапуре и Японии, но может добиться успеха ещё на каких-то трассах. Пожалуй, это единственная команда, помимо Mercedes, у которой есть шанс на победу в любой гонке.
В начале сезона это можно было сказать про Ferrari, но она сдала позиции. До поула им не хватает примерно столько же, как и в прошлом году – около 0,8 секунды. Но при этом в среднем гонщики Скудерии стартовали с 4-й позиции, тогда как в 2015-м – с 3-й. Так что теперь между ними и лидерами вклинилась Red Bull Racing, поэтому Феттелю и Райкконену уже сложнее пользоваться проблемами, которые случаются у Mercedes на старте. Но в целом главная проблема Ferrari в том, что их машина недостаточно быстра. В Маранелло считают, что ей не хватает прижимной силы, и это правда, но самой команде не хватает стабильности.
Какими бы обстоятельствами ни была вызвана отставка Джеймса Эллисона с поста технического директора, это доставляет Ferrari серьёзные проблемы. В последние десять лет ей удавалось выигрывать чемпионаты только тогда, когда там работала стабильная инженерная команда, и постоянные кадровые перестановки не облегчают задачу по приглашению действительно качественных специалистов. Добавьте сюда явные стратегические просчёты, и становится понятно, почему Скудерия испытывает трудности.
McLaren возвращается
В McLaren-Honda добились огромного прогресса, причём, не только в межсезонье, но и по ходу чемпионата. С аэродинамикой шасси у них всё в порядке, и японские мотористы постепенно модернизируют свою силовую установку, хотя работы у них ещё много, потому что пока гонщики McLaren уступают победителям квалификаций примерно 2 секунды, хотя уже стабильно борются за попадание в финальную квалификационную сессию.
Фернандо Алонсо в целом смотрится убедительнее напарника, но не в каждой гонке он выступал достаточно уверенно – так было и в Германии, когда он загубил свои шины, стараясь догнать напарника. Но McLaren явно на подъёме, а в следующем месяце к команде присоединится Йост Капито, который перейдёт туда из Volkswagen.
Проблемы Квята
После того, как Даниила Квята перевели из Red Bull в Toro Rosso, он дважды заработал по одному очку. Его напарник Карлос Сайнс за это время добыл 26 очков. В общем, дела российского гонщика выглядят безрадостно. Не будем забывать, что в Китае он поднялся на подиум, но сейчас его положение кажется шатким, хотя все знают, что пилотировать он умеет. Вероятно, он просто утратил уверенность, что неудивительно, если тебя из основной команды переводят в молодёжную.
Ему нужно делать именно то, что, по его словам, он и собирается делать: доверять своим инстинктам и не забивать себе голову лишними мыслями. Даниил должен вернуться к инстинктивному пилотированию – это единственный способ вернуть прежнюю уверенность. В любом случае, ему предстоит тяжёлая вторая половина сезона, потому что Сайнс – гонщик быстрый и умный.
Также Toro Rosso надо поработать над улучшением пит-стопов – из-за частых заминок команда теряет время и, как следствие, позиции. Например, из-за этого в Монако Сайнс лишился возможности побороться за подиум. Неясно, какой характер носят эти ошибки – технический, или они связаны с человеческим фактором – но с ними надо разобраться, если команда намерена в полной мере использовать потенциал своей вполне достойной машины.
Тревоги Williams
В предыдущие два года Williams занимала третьи места в Кубке конструкторов, но сейчас ей это не удастся, тем более, что на 4-е место уже претендует Force India, которая добилась впечатляющих успехов при её скромном бюджете. У команды из Гроува продолжаются проблемы на медленных трассах с низким уровнем сцепления – видимо, машине просто не хватает прижимной силы.
У Williams меньше денег на модернизацию шасси, чем у других команд, и при этом она рано переключилась на подготовку к 2017 году в попытке опередить остальных в ситуации, когда в силу вступает новый технический регламент.
Положение дел в спорте
В этом году управление чемпионатом в целом оставляет желать много лучшего, как и взаимодействие команд, Берни Экклстоуна и FIA. Остаётся только сожалеть, что всем им не удаётся нормально договориться за закрытыми дверями до того, как те или иные истории становятся предметом публичного обсуждения. Достаточно вспомнить противоречивую ситуацию с квалификацией, основанной на принципе выбывания.
То же самое произошло совсем недавно с системой Halo, предназначенной для защиты головы гонщика. Весь год казалось, что FIA близка к её введению уже в следующем сезоне, и вдруг это было отложено ещё на год, причём без каких-то убедительных причин. Ещё один пример – ситуация с ограничениями радиообмена, которые тоже были сняты перед Гран При Германии.
Такое впечатление, что внутри руководства нет единства, а это не улучшает имидж Формулы 1 как профессионального спорта высокого уровня. Во всем этом надо бы навести порядок во второй половине сезона до того, как наступит следующий.