Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Бельгии…
Стратегия всегда играла важную роль в Спа – традиционно драматичной гонке с множеством переменных. В этом году командам пришлось пересмотреть разработанную перед стартом стратегию после выезда автомобиля безопасности из-за серьёзной аварии Кевина Магнуссена и последовавшей остановки гонки красными флагами. Это изменило ход гонки, вернуло в борьбу Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо, стартовавших с последнего ряда, и очень негативно сказалось на тех, кто успел провести пит-стоп за автомобилем безопасности.
Возникли сложности и у тех, кто не угадал с резиной, выбирая число комплектов несколько недель назад. Из-за жаркой погоды некоторые команды пересмотрели сценарий и использовали более жесткие шины во второй части квалификации, чтобы потом стартовать на них в гонке.
Ожидания перед гонкой
В этом году команды должны назвать число комплектов каждого из составов, которые они будут использовать по ходу уик-энда, за 8-10 недель до Гран При. Они не могут знать, какой окажется погода, но у них есть данные о том, как на конкретной трассе поведёт себя каждый из составов.
В Спа, по привычным меркам бельгийской трассы, на этот раз было очень жарко – асфальт нагревался до 40 градусов, что привело к пузырению – шины нагревались слишком быстро и выделяемый при этом газ образовывал пузыри в теле шины или на поверхности. Ещё больше проблема обострилась из-за очень высокого давления в шинах, рекомендованного Pirelli. Команды пытались найти подход и некоторым это удалось лучше, что объясняет, в частности, успех Force India, заработавшей 22 очка.
Состав SuperSoft создавался, как шины для квалификации – очень быстрые, но с небольшим ресурсом. Состав Soft выдерживал чуть большую дистанцию, а Medium позволял проехать достаточно большой отрезок.
Было странно, что в Ferrari выбрали столь большое число комплектов SuperSoft, что в Williams у Валттери Боттаса не было свежего комплекта шин Medium для гонки. Было понятно, что в гонке будет два или три пит-стопа по схеме Soft - Medium - Medium для Росберга и других, кто стартовал на Soft, и SuperSoft - Medium - Medium для гонщиков Force India.
Ключевым моментом Гран При Бельгии этого года стало меньшее преимущество в скорости у Mercedes над соперниками, в том числе из-за жаркой погоды. И старт Льюиса Хэмилтона с последнего ряда после нескольких смен силовых установок, давал соперникам шанс побороться за места на подиуме.
В гонке всё пошло не по сценарию
Гонщики Ferrari и Макс Ферстаппен потеряли шанс на подиум после инцидента в первом повороте, что повысило шансы Force India, Williams и стартовавшего с последнего ряда Льюиса Хэмилтона.
Одни гонщики в первой десятке стартовали на Soft, другие на SuperSoft – выбрав очень короткий первый отрезок. Шестеро гонщиков в десятке стартовали на SuperSoft, включая обоих пилотов Force India и Williams, а так же Ферстаппена и Баттона.
Столкновение в первом повороте, прокол у Карлоса Сайнса и режим виртуальной машины безопасности привели к тому, что реальных кругов в гоночном режиме до серьёзной аварии Кевина Магнуссена в Eau Rouge было немного. Потом выехал автомобиль безопасности и стартовавшие на SuperSoft получили возможность провести пит-стоп с меньшей потерей времени. Оба гонщика Force India, а так же Грожан и Палмер свернули в боксы.
Гонщики, стартовавшие на Soft, сделали этот выбор в том числе и для того, чтобы иметь большую гибкость и обезопасить себя от раннего выезда автомобиля безопасности, ведь меняя шины на 7 или 8 круге, вы потом вынуждены проводить гонку с тремя пит-стопами или очень сильно рисковать на продолжительных отрезках с двумя.
Стратеги многих команд были уверены, что за выездом автомобиля безопасности последуют красные флаги – слишком серьёзно пострадал защитный барьер. Такой же была ситуация в Австралии, где появление красных флагов позволило всем заменить шины без потери времени. В итоге те, кто провёл пит-стоп за автомобилем безопасности, уступили позиции тем, кто остался на трассе и сменил шины в режиме приостановки гонки. Но если бы красные флаги не появились, ситуация была бы обратной.
Хуже всего получилось у Williams с Боттасом. Они не сменили резину сразу, когда выехал автомобиль безопасности, в надежде на красные флаги, но сделали это кругом позже – в итоге он откатился с 4 на 12 место.
Гонку остановили красными флагами на 10 круге, так что командам пришлось полностью пересмотреть стратегию последующего отрезка из 34 кругов при том же числе комплектов резины.
Не все заменили резину в момент остановки гонки, Макс Ферстаппен, к примеру, этого не сделал – его шины Medium проехали небольшую дистанцию, а при стратегии трёх пит-стопов лишних комплектов у него просто не было.
Даниэлю Риккардо удалось провести гонку с двумя пит-стопами по схеме Soft - Soft - Medium, благодаря красным флагам, установкой второго комплекта Soft под красными флагами и отличному второму отрезку. Он поступил смело, не поехав в боксы после выезда автомобиля безопасности, что могло стоить ему гонки, если бы не появились красные флаги, но в команде верно прочитали ситуацию. При выбранной стратегии он был недостаточно быстр, чтобы прессинговать Росберга, но он смог заставить нервничать Хэмилтона – в Mercedes больше думали об обороне от Риккардо, чем пытались его опередить.
Хэмилтон, как и Алонсо, использовал остановку гонки красными флагами, чтобы сменить шины без потери времени и смог опередить тех, кто провёл пит-стоп за автомобилем безопасности. На рестарте он был пятым, но потерял время на рестарте позади Хюлкенберга – ему потребовалось девять кругов, чтобы выйти вперёд, а потом команда приняла сомнительное решение поставить ему Medium на последний отрезок, а не Soft.
Все ожидали, что температура трассы снизится по ходу гонки, особенно после её задержки из-за красных флагов, но этого не произошло.
Команды сделают выводы по итогам гонки в Спа и изменят свои действия во время выезда автомобиля безопасности и красных флагов, но прежде всего будет пересмотрен подход к выбору шин, который происходит за месяцы до Гран При.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com