Мартин Брандл, бывший гонщик Формулы 1, а ныне популярный комментатор британского телеканала Sky Sports F1, анализируя Гран При США, отмечает безукоризненную работу Льюиса Хэмилтона, аплодирует Даниэлю Риккардо и рассуждает о возможных грядущих переменах в руководстве McLaren.
Жаль, что гонка в Остине прошла не столь увлекательно, как могла бы. С дистанции сошли Кими Райкконен и Макс Ферстаппен, а также был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности (VSC), что помешало Даниэлю Риккардо и во многом нейтрализовало интригу. Зато в середине пелотона развернулась нешуточная борьба, иногда переходившая в силовую.
В ходе недавнего этапа чемпионата мира по гонкам на выносливость, проходившем в Остине, стюарды очень жёстко требовали соблюдения пределов трассы, используя камеры для выявления малейших нарушений по ходу гонки, в которой участвовало порядка ста пилотов.
Надо полагать, контролировать два десятка гонщиков в ходе Гран При продолжительностью 100 минут всё-таки проще. В британских национальных чемпионатах уже используются и технологии GPS, и специальные датчики, и автоматические камеры. Поэтому, если честно, когда на Circuit of the Americas гонщики пытались отыграть время или опередить соперников за пределами трассы, это выглядело как-то странно.
Это всё равно, если в футболе сделать эластичными линии, ограничивающие пределы поля. Или позволить боксёрам наносить удары по ту сторону канатов. Площадка или арена должна быть чётко определена в любом виде спорта, плюс должны действовать строгие правила, предполагающие необходимость соблюдения её пределов. Что творится в этом плане в Формуле 1, трудно описать словами, я бы назвал это официально разрешённым жульничеством.
Льюис Хэмилтон вновь мастерски провёл гонку на американской трассе. В Остине у него был совершенно иной настрой по сравнению с Сузукой. После его неожиданных выпадов в адрес журналистов в Японии, действующего чемпиона мира специально вновь пригласили на официальную пресс-конференцию FIA, на которую пришло необычно много народа, и были опасения, что она закончится скандалом.
Но Льюис отвечал на вопросы с таким обаянием и юмором, что разоружил всех. Вслух он не произнёс ни слова о том, что признаёт своё поведение в Японии неправильным, но при этом дал понять, что он всё обдумал и сделал выводы. Разве что странновато прозвучало его объяснение, что его личным аккаунтом в Twitter занимается не он.
Ещё на тренировках создалось ощущение, что он выиграет квалификацию – так и получилось. После победы в гонке он заявил, что точно знал, как пройдёт старт, и для него всё сложилось идеально. Как уже не раз бывало, в воскресенье он выступал в собственной лиге и легко выиграл, хотя всё равно позволил себе слегка покритиковать команду, упомянув техническую надёжность и потерю мощности. Впрочем, по заверениям Mercedes, потери времени на круге не превышали каких-то миллисекунд, и надо признать, не было ощущения, что Льюису не хватает скорости.
В Red Bull сами себе всё испортили, и это сыграло на руку Нико Росбергу. Насколько я могу понять, мозг Макса Ферстаппена работает с опережением, поэтому, когда гонщик получил по радио сообщение от команды, что надо атаковать, ему показалось, что речь идёт о попытке опередить соперника за счёт более раннего пит-стопа, и свернул на пит-лейн. Причём, при этом не было обычной процедуры подтверждения предстоящего пит-стопа, так что появление Макса в боксах Red Bull стало сюрпризом для механиков.
Когда через несколько кругов на его машине отказала коробка передач, вероятно, следуя инструкциям команды, Ферстаппен на неисправной машине медленно проехал несколько возможных точек, где можно было без проблем запарковаться, пока не добрался до большой гравийной зоны безопасности, остановился возле разрыва в барьере, и тут выяснилось, что коробку на его Red Bull заклинило, и нейтральная передача не включается.
Вполне понятно, что после трагедии Жюля Бьянки режим виртуального автомобиля безопасности теперь объявляется сразу, как только на обочине трассы оказывается какая-то техника и работают люди. Риккардо к тому моменту уже побывал в боксах, надеясь опередить Росберга за счёт «подрезки», т.е. более раннего пит-стопа, и сохранить позицию, но когда был введён режим VSC, скорости существенно снизились, и в Mercedes смогли провести свои пит-стопы с минимальной потерей времени. Кроме того, там чётко понимали, что уже пора ставить шины Medium и ехать на них до финиша.
Если Хэмилтона можно считать главной звездой Формулы 1, особенно в Америке, то Риккардо не так уж сильно ему уступает. Австралиец всегда улыбается, он счастлив выступать в этом чемпионате, и шоу, которое он устраивает на подиуме, очень нравится болельщикам. Другим гонщикам следует брать с него пример: умение искреннее радоваться явно добавляет Даниэлю популярности.
На моей памяти, единственный раз, когда он явно меньше улыбался, пришёлся на Монако, где из-за ошибки команды на пит-стопе Риккардо лишился заслуженной победы. Я тогда брал интервью на подиуме, и Риккардо по понятным причинам был расстроен, но хотите верьте, хотите – нет, только после этого и сам гонщик, и его отец отдельно ко мне подходили и приносили извинения за то, что он был не в духе. Это говорит о многом и лишь подтверждает, что Даниэль – классный парень.
Ходят слухи, что в конце года Рон Деннис покинет свой пост в команде McLaren. В воскресенье днём у нас состоялся долгий и откровенный разговор, и он в весьма категоричной форме заявил, что сам будет решать, когда уйти в отставку, и больше никто.
Мы знакомы с 1983 года, когда я впервые сел за руль McLaren на тестах новичков, в которых также принимали участие Айртон Сенна и Штефан Белофф. Рон – один из самых сложных людей, с кем мне доводилось встречаться – он очень творческий человек, настоящий гений, но при этом не лишён недостатков.
Хотя я с огромным уважением отношусь к его достижениям, но его слова и действия довольно часто меня злят. При этом в обычной жизни с ним очень весело общаться, так что он для меня остаётся полной загадкой. Если он выйдет в отставку, Формула 1 обеднеет, но ему придётся винить только себя самого, если его уход не будет сопровождаться общей стоячей овацией.
Если в команде McLaren ищут нового руководителя, я бы предложил им свою кандидатуру, если бы не контракт с телеканалом Sky. Разумеется, меня не возьмут, но мне очень нравится эта команда, хотя сезон, который я в ней провёл, сложился довольно болезненно из-за постоянных технических сходов. За исключением Ferrari, другие заводские команды приходят и уходят, поэтому McLaren и Williams – это костяк Формулы 1, носители ДНК нашего спорта. Эти команды крайне необходимы чемпионату, причём, они должны вновь стать успешными.
Если продолжать разговор о McLaren и Williams, то самым сомнительным эпизодом гонки стал весьма агрессивный манёвр, который Фернандо Алонсо провёл против своего бывшего напарника, Фелипе Массы. Это было сделано довольно грубо, хотя испанец точно всё рассчитал, чтобы не допустить повреждения машин. Но Алонсо долго готовил этот обгон, и мы хотим видеть именно такую агрессивную борьбу на трассе, хотя финальная часть манёвра прошла уже за её пределами.
В распоряжении стюардов были все необходимые данные и видеозаписи, сделанные со всех ракурсов, но они не стали штрафовать Фернандо, хотя я бы его наказал. После либерализма судей в Остине ещё больше вопросов вызывает штраф, наложенный на Нико Росберга в Хоккенхайме за обгон Ферстаппена.
Надо отметить, что в США прекрасно выступил Карлос Сайнс, молодой гонщик Toro Rosso, кстати, ещё один приятный парень, популярный в паддоке. Нико Хюлкенберг, который в следующем году переходит в Renault, весь уик-энд выглядел здорово, но лишь до первого поворота гонки – после контакта с машинами Себастьяна Феттеля и Валттери Боттаса ему пришлось сойти с дистанции, хотя он мог показать неплохой результат за рулём Force India.
Неужели Гран При Мексики пройдёт уже в следующий уик-энд? Такое впечатление, что первая гонка на обновлённой трассе в Мехико была только вчера…