Британский журналист и комментатор Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При США…
Американский этап получился не самым захватывающим, но весьма интересным с точки зрения стратегии.
В Red Bull продолжили шахматную партию с Mercedes, разделив стратегию своих пилотов, но режим виртуальной машины безопасности, появившийся из-за схода одного гонщика команды, помешал другому. Отличный пилотаж и верные решения по ходу гонки позволили Фернандо Алонсо и Карлосу Сайнсу добиться высоких результатов. Мы рассмотрим эти моменты в сегодняшнем стратегическом обзоре.
Ожидания перед гонкой
В прошлом году дождь испортил американский уик-энд, на этот раз погода была отличной. Прогноз обещал, что воскресенье станет самым жарким днём уик-энда, но набежавшие облака скрыли солнце, температура асфальта снизилась, что позволило командам активно использовать состав Medium, более эффективный при прохладной погоде.
Это немного помешало Карлосу Сайнсу, поскольку его машина менее эффективна на Medium, и позволило Фернандо Алонсо финишировать пятым. В столь плотной борьбе многое порой зависит от мелочей.
В Red Bull Racing разделили стратегию своих гонщиков ещё в субботу – во второй части квалификации Даниэль Риккардо выехал на SuperSoft, а Макс Ферстаппен повторил действия гонщиков Mercedes, проехав попытку на Soft.
Стратегия Риккардо подразумевала попытку обогнать Mercedes на старте, учитывая регулярные проблемы этой команды в начале гонки. Даниэль рисковал оказаться в трафике и потерять преимущество после первого пит-стопа, но в команде взяли на себя этот риск.
Источники в команде подтвердили, что одна из причин – отработка действий на следующий год, когда в Red Bull Racing рассчитывают в каждый уик-энд бороться с Mercedes за победу, поэтому стратег команды Джеймс Воулз свободен в выборе тактики.
Шахматная партия: Red Bull против Mercedes
Идея Red Bull заключалась в том, чтобы вывести Mercedes из равновесия разной стратегией гонщиков. Возможно, они чувствовали, что Росберг сейчас больше думает о титуле, чем о конкретной гонке, и мы убедились в этом на старте, когда он уступил Риккардо.
В какие-то моменты казалось, что стратегия Red Bull может сработать. Если бы на 30-м круге не был объявлен режим виртуальной машины безопасности (VSC), Даниэль имел бы лучшую позицию на трассе, и Росбергу пришлось бы его обгонять на последнем отрезке, чтобы отыграться.
Риккардо отлично проехал первый отрезок на SuperSoft и сменил резину на восьмом круге, вернувшись на трассу позади Алонсо и Сайнса. Его дальнейшая задача стала чуть легче после того, как Хюлкенберг и Боттас из-за инцидентов выбыли из борьбы в лидирующей группе.
На свежих шинах Soft он быстро опередил Алонсо, а Сайнса в конце десятого круга позвали в боксы, так что Даниэль не попал в трафик и почти не потерял времени в начале второго отрезка, с чем и был связан риск старта на SuperSoft. Его стратегия сработала.
Опередив Росберга на старте, Риккардо сделал Хэмилтона явным фаворитом, и вынудил Нико отыгрываться в попытке вернуть второе место.
Стартовав на Soft, Хэмилтон и Росберг обеспечили себе больший выбор возможных вариантов стратегии, но когда стало понятно, что Риккардо очень быстр на свежих шинах Soft, стратеги Mercedes поняли, что должны сменить резину обоим пилотам. Росберга позвали в боксы первым и Нико получил шины Medium в расчёте на более длинный второй отрезок.
Идея состояла в том, чтобы сделать его стратегию отличной от Хэмилтона и Риккардо. В Mercedes знали, что их машина весьма эффективна на Medium, так что Росберг будет ехать почти в таком же темпе, как Риккардо на Soft. У них не было необходимости рисковать, поскольку Росберг лидирует в чемпионате и совершенно не должен использовать столь же агрессивный подход, как Риккардо.
Это было очевидно и на втором пит-стопе, который Риккардо и Red Bull рискованно провели на 25 круге, оставив Даниэлю длинный последний отрезок из 31 круга на Medium. Их посыл Росбергу был очевиден – если хочешь финишировать вторым, придётся обгонять Даниэля на трассе.
В Mercedes отреагировали очень спокойно. Они не стали сразу звать Росберга в боксы, а поменяли резину, когда сломалась машина Ферстаппена, для её эвакуации понадобился подъёмный кран и был объявлен режим виртуальной машины безопасности. Удивительно, что поломка машины одного пилота Red Bull лишила второго шансов на второе место. Учитывая интервал между своими гонщиками в десять секунд, в Mercedes легко сменили резину обоим пилотам на одном круге, ничего не потеряв.
Без режима VSC Росберг проехал бы ещё четыре или пять кругов, чтобы примерно на 35-м круге перейти на Soft. Он отставал бы от Риккардо примерно на шесть секунд и имел 16 кругов, чтобы попытаться отыграть отставание и выйти вперёд. Учитывая борьбу за титул и нежелание рисковать, в Red Bull справедливо считали, что такая стратегия может принести Риккардо второе место.
Если Росберг выиграл от режима виртуальной машины безопасности, то Риккардо проиграл. Чемпионский титул невозможен без определённой доли везения, и виртуальная машина безопасности в Остине, вместе с отказом мотора на машине Хэмилтона в Сепанге, позволяет говорить о том, что удача в этом году явно на стороне Росберга. Но это совершенно не умаляет его заслуг – в этом году он пилотирует почти безупречно и редко отдаёт очки соперникам.
Успех Сайнса и Алонсо, неудача Массы и Williams
В прошлом году Карлос Сайнс финишировал шестым в Остине, но позже опустился на седьмое место из-за превышения скорости на пит-лейн. В этом году он тоже финишировал шестым, но мог быть и пятым, если бы не меньшая эффективность его машины на Medium.
Toro Rosso пришлось использовать стратегию с длинным вторым отрезком, чтобы сократить продолжительность третьего – в команде ждали, что на нём соперники перейдут на Medium, а им придётся использовать Soft. Сайнс был единственным, кто не использовал Medium в гонке.
В итоге второй отрезок у Карлоса оказался более продолжительным, чем ему хотелось, но повезло с виртуальной машиной безопасности – в итоге он оказался перед Массой, сменившим резину как раз перед этим. Но потеря эффективности шин Soft в конце отрезка стоила Toro Rosso пятого места, на которое поднялся Алонсо.
Массе не повезло с режимом VSC, но в Williams остались недовольны тем, что он не смог опередить Сайнса, что принесло бы команде ещё два очка, крайне важные в борьбе в Кубке конструкторов с Force India.
На двух прошлых отрезках Фелипе ехал быстрее, а на последнем имел существенное преимущество в скорости на прямой – 333 км/ч против 316 км/ч у Карлоса и использовал силовую установку Mercedes против прошлогоднего мотора Ferrari на машине с изношенной резиной. Масса несколько раз подбирался достаточно близко, но не атаковал.
В Формуле 1 часто бывает так, что если не обгоняете вы, то обгоняют вас – так случилось и с Массой. Алонсо проезжал круги почти на секунду быстрее и скоро вышел вперёд.
Это говорит о том, в какой ситуации находится Масса за три гонки до отставки. Но в плотной и равной борьбе с Force India, когда в каждый уик-энд команды разыгрывают всего шесть-восемь очков, это явно не помогает Williams.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com