Двукратный чемпион мира Мика Хаккинен в своей очередной колонке подвёл итоги Гран При Китая и высказал предположение, что в ближайших гонках нас ждут не менее неожиданные результаты, поскольку Mercedes будет непросто вернуться на лидирующие позиции.
Победа Даниэля Риккардо в Гран При Китая лишь подтвердила, сколь высок накал борьбы в Формуле 1 в этом сезоне, а мы в очередной раз увидели, в чём особенно силён австралийский гонщик. Вообще пилотам свойственны разные качества, у каждого свои сильные и слабые стороны, но Риккардо отличает умение обгонять.
Главное здесь – уверенность в себе, в своей машине, а также в том парне, который едет впереди тебя. У тебя лишь мгновение на принятие решения, и хотя ты знаешь собственные возможности и возможности своей машины, важно знать, чего ожидать от соперника, понимать особенности его стиля пилотирования.
За годы карьеры в Формуле 1 я совершил немало хороших обгонов, но Риккардо такие манёвры удаются постоянно. На зрителей это производит сильное впечатление. Как-то в юности я договорился с одним своим приятелем, у которого была более мощная гоночная машина, чтобы вместе попрактиковаться в обгонах. Различные способы атаки надо отрабатывать, чтобы потом с уверенностью их применять. Любой просчёт может привести к неприятным последствиям, как это было в случае с Максом Ферстаппеном, когда он в ходе Гран При Китая столкнулся с Себастьяном Феттелем. Это говорит о том, что момент для манёвра был выбран неудачно, да и уверенность голландца подвела.
Было приятно, что Валттери Боттас занял в Шанхае второе место. После аварии, которую он допустил в Австралии, Валттери нашёл неплохой ритм, на последних двух этапах опередил Льюиса Хэмилтона в квалификациях и финишировал впереди него в гонках. В Китае Боттас лидировал на протяжении 18 кругов, но ничего не смог противопоставить действиям Риккардо, который был на тактике двух пит-стопов и поэтому на заключительном отрезке гонки ехал на более свежих и более мягких шинах. Обороняясь, Валттери предпринял все необходимые действия, в том числе избежал возможного столкновения с Даниэлем, так что 2-е место, вероятно, было максимумом, на что могли рассчитывать в Mercedes.
Кими Райкконен вполне достойно выступил в Китае – похоже, новая машина Ferrari и шины Pirelli образца 2018 года подходят его стилю пилотирования. Как и Валттери, Кими предпочитает, чтобы передние колёса машины хорошо держали трассу: машина в этом случае уверенно входит в повороты, а явных проявлений недостаточной поворачиваемости не наблюдается.
Когда машина Кими подходит, он чувствует себя более комфортно и может выступать на пределе своих возможностей, может более агрессивно атаковать, а это сказывается на результатах прохождения кругов. Кими активно подгонял Феттеля, и если бы в Ferrari применяли несколько иную тактику, я думаю, на его счету в этом году уже была бы как минимум одна победа.
В целом то, что мы увидели в прошлое воскресенье, лишь подтверждает, что гонки Формулы 1 в 2018 году проходят по-настоящему интересно. В предыдущие годы я слышал мнения, что чемпионат стал скучноватым и слишком предсказуемым, но теперь этого не скажешь. Первые две гонки сезона выиграла Ferrari, в Шанхае лучшим был представитель Red Bull Racing, а на счету пилотов Mercedes пока нет ни одной победы. Ситуация выглядит весьма неопределённо, и это здорово.
По-моему, повышение зрелищности гонок связано с двумя причинами. Во-первых, это шины Pirelli, ведь теперь в распоряжении команд более широкий выбор составов, которые в этом сезоне стали более мягкими. Это значит, что у каждого состава свой, более узкий рабочий диапазон, и складывается впечатление, что у Mercedes пока некоторые сложности в работе с резиной. Такое бывало и раньше, но в текущем сезоне это выглядит заметнее, чем и воспользовались в Скудерии и Red Bull.
Вторая причина в том, что в условиях стабильного технического регламента топ-команды сближаются по своим скоростным возможностям. На протяжении четырёх лет гибридной эры в Mercedes-Benz лучше других справлялись с «домашней работой» и добились значительного превосходства. Поскольку регламент очень серьёзно ограничивает как доработку машин, так и проведение тестов, другим топ-командам потребовалось время, чтобы догнать лидеров. Но похоже, что сейчас у нас есть три команды, способных постоянно претендовать на победы в Гран При, а это прекрасные новости.
Лично я не считаю, что Ferrari неожиданно добилась значительного прогресса, а Mercedes вдруг начала сдавать позиции. Формула 1 очень сложна, и эти результаты лишь отражают работу сотен инженеров обеих команд, ведь за каждым техническим решением стоит труд множества людей, но то же самое можно сказать и о возникающих проблемах – они тоже связаны с теми или иными идеями, предложенными разными специалистами.
В этой ситуации я не ожидаю, что Mercedes удастся быстро вернуть себе доминирующее положение в чемпионате, поэтому в ближайших гонках мы вновь увидим непредсказуемые результаты.