10 мая городским властям Майами предстоит принять решение, браться ли за проект организации и проведения гонки Формулы 1. Судя по всему, планы Liberty Media по расширению географии чемпионата связаны как раз с этапами на новых уличных трассах.
Архитектор Герман Тильке, создатель большинства современных автодромов Ф1, рассказал о некоторых особенностях проектирования стационарных и городских трасс. Именно вторые хорошо вписываются в политику Liberty, одна из составляющих которой – добиться, чтобы гонки стали ближе к болельщикам в прямом и переносном смысле. Поэтому всё больше разговоров о том, что в обозримой перспективе могут появиться городские гонки в Майами, Ханое, Берлине и даже Лондоне, о чём мечтал ещё Берни Экклстоун. Также существуют похожие проекты, связанные с Лос-Анжелесом и Копенгагеном – всего городов, которые упоминаются в качестве потенциальных мест проведения Гран При, уже восемь, а это чуть ли не 40% современного календаря Формулы 1.
Однако у этой тенденции есть и обратная сторона, поскольку она чревата некоторыми нежелательными последствиями, в том числе и экономическими. В частности, городские трассы обходятся дороже, чем стационарные автодромы.
«Это из-за того, что с городскими трассами связаны затраты двух типов, – рассказал Тильке. – Во-первых, единовременные расходы, связанные с приобретением ограждений, барьеров безопасности, сооружением комплекса боксов и прочей инфраструктуры, возможно, укладкой нового асфальта и т.д. Во-вторых, это ежегодные затраты на подготовку к очередной гонке, так что, конечно, городские трассы обходятся дороже».
Ещё один недостаток таких трасс состоит в том, что у них лишь в редких случаях есть какое-то историческое автоспортивное наследие. Как только проходит очередная гонка, до следующего Гран При о ней забывают, и на этих трассах невозможно проводить какие-то другие соревнования национального или клубного уровня.
«Безусловно, так оно и есть, – готов согласиться Тильке. – Но при этом у городских трасс есть свои преимущества: соревнования проходят именно там, где люди, Формула 1 приходит в города, у каждого из которых своя уникальная атмосфера. Сейчас в чемпионате три городских этапа: в Сингапуре, в Монако и Баку».
Также к категории «полустационарных» относятся трасса в мельбурнском Альберт-парке и монреальский автодром имени Жиля Вильнёва. Если же Liberty Media возьмётся за реализацию проекта «урбанизации» Формулы 1, то число городских гонок в календаре чемпионата может перевалить за половину, и велика вероятность, что всеми этими проектами будет заниматься бюро Tilke Gmbh.
«Сначала мы очень тщательно осматриваем город, прикидывая, где может проходить трасса, – пояснил Тильке. – Чаще всего у промоутера уже есть какие-то общие представления. Одна из отправных точек – надо определиться с расположением паддока, потому что для этого необходимо достаточно пространства, ведь также нужно место для телевизионного комплекса и других объектов инфраструктуры. Найти такую территорию в городе не так просто. В Баку нам повезло, там есть большая площадь.
Надо найти достаточно широкие улицы, особенно для быстрых участков. Там, где узко, скорости падают. Важно понять, что возможно реализовать, что – нет, и на этой стадии мы начинаем плодотворные дискуссии с FIA и с Чарли Уайтингом.
Проектируя городскую трассу, вы также должны думать о людях, которые живут внутри этого кольца, о местном бизнесе и так далее. А вдруг у кого-то из тех, кто находится на этой территории, случится сердечный приступ? Ведь туда как-то должна проехать неотложка. Всё это надо учитывать, организационных сложностей много, в том числе, конечно, они связаны с перекрытием городских транспортных магистралей».
Если власти Майами возьмут курс на организацию Гран При, то эта гонка может быть включена уже в календарь 2019 года с прицелом на октябрь: насколько реально успеть реализовать такой проект в столь сжатые сроки?
«Как правило, можно уложиться в 8 или 9 месяцев, иногда нужен год. Это когда уже готова конфигурация трассы и решены все бюрократические вопросы, – считает немецкий архитектор. – В первый год требуется примерно девять месяцев. Надо же построить здания боксов, объекты технической инфраструктуры, и для того, чтобы заказать всё необходимое, нужно время».
Получается, что в случае с Майами времени пока достаточно.
Также Тильке рассказал об экономике «трассостроительства»: «Хороший пример – автодром в Бахрейне. Сейчас подобный проект обошёлся бы несколько дороже, а в своё время затраты на трассу в Сахире составили $180 млн. Но, разумеется, это без учёта стоимости земельного участка.
Земля – это отдельная история. Иногда она стоит относительно дёшево, иногда она дорогая. Но по-настоящему затратная часть инфраструктуры – всё то, что предназначено для зрителей: трибуны, туалеты, парковки. Опять же, сооружение комплекса боксов обходится дороже, чем укладка асфальтового покрытия.
Сама трасса и всё, что с ней связано – асфальт, зоны безопасности, барьеры, ограждения, системы дренажа и т.д. – это примерно одна треть всех затрат. Ещё треть – создание всей необходимой гоночной инфраструктуры в соответствии со стандартами Формулы 1. И заключительная треть – та часть инфраструктуры, которой пользуются зрители».
По словам Тильке, дешевле всего обошёлся Red Bull Ring, причём не из-за того, что на этом месте исторически располагался автодром, принимавший Гран При Австрии ещё с 1970 года: «От старой трассы ничего не осталось. Круг там короткий, и всё было организовано максимально эффективно. Автодром очень компактный, и его реконструкция в 2011 году обошлась в 60 млн. евро».