После квалификации в Шанхае Макс Ферстаппен был в ярости, поскольку считал, что несколько его соперников нарушили неписанное правило Формулы 1 и опередили его, хотя он готовился к своей решающей попытке в финальной сессии. По словам гонщика Red Bull Racing, в тот момент он старался придерживаться этого правила и не обгонял других, но другие-то его обгоняли, и в итоге он не успел вовремя начать быстрый круг.
Не все гонщики и не все эксперты были готовы с ним согласиться, в частности, Льюис Хэмилтон в социальных сетях дал понять, что такого правила нет.
Британский журналист Уилл Бакстон также убеждён, что в Формуле 1 нет места этикету и джентльменским манерам.
Есть ли в автоспорте место вежливым манерам и этикету? Должна ли быть гармония между гонщиками, должны ли они ладить друг с другом? Надо ли вводить какие-то ограничения того, что гонщику дозволено?…
Речь не идёт о том, чтобы врезаться в другую машину, выезжать за пределы трассы, смещаться в зоне торможения или нарушать множество других стандартных норм, предусмотренных правилами. Это другая тема.
Мы же говорим исключительно о моральной стороне дела. О договорённостях, обязательствах, о взаимопонимании, скреплённом рукопожатием.
Как много в истории спорта было примеров того, что всё это нарушалось и нарушается. Вспомним Проста и Арну, Вильнёва и Пирони, Сенну и Проста, Алонсо и Хэмилтона, Феттеля и Уэббера, Хэмилтона и Росберга.
В Малайзии в 2013 году произошёл неоднозначный случай, вошедший в историю как Multi 21: Феттель ждал, пока Уэббер переключит двигатель в режим пониженной мощности, и только тогда обогнал напарника по Red Bull Racing.
Дело не в сомнительной моральной стороне действий Феттеля: он тогда увидел возможность и пошёл в атаку. Да, он нарушил своё слово. Проигнорировал то, что считается нормой этикета. До него такое бывало столько раз, что и не сосчитать, и не меньше таких случаев произойдёт в будущем. Ведь если этикет и вежливые манеры заставляют тебя снять ногу с газа хотя бы на мгновение, ты проиграл.
Всем великим чемпионам присуще качество, которое я для себя определяю как своего рода стервозность. По-моему, это способность никогда не позволять своей правой ноге дрогнуть. Делать то, что не дерзнут другие, причём делать без каких-либо колебаний или угрызений совести. Воспользоваться любой возможностью отыграть позицию, хоть реальной, хоть чисто теоретической.
Потому что, как однажды сказал Айртон Сенна: «Если ты не используешь представившуюся возможность, значит, ты больше не гонщик».