21 апреля 1985 года Айртон Сенна открыл счёт победам в Формуле 1, выиграв Гран При Португалии за рулём машины Lotus 97T. Потом он одержит ещё 40 побед, и каждая так или иначе войдёт в историю, но понятно, что самая первая имеет особое значение.
В тот день в Эшториле было холодно и сыро, и некоторые участники Гран При, например, Патрик Тамбэ, выступавший за Renault и финишировавший 3-м, охарактеризовал его ёмко: «Гонка была сущим кошмаром. Дождь моросил со старта и до финиша, везде было полно воды, облака висели очень низко, и видимость была отвратительная. Выжить могли только сильнейшие».
Даже чемпионам мира, таким как Ален Прост и Кеке Росберг, не удалось добраться до финиша, но Сенна продемонстрировал настоящее мастерство пилотирования на мокром асфальте, хотя это была только его 17-я гонка в Ф1, а за Lotus – вообще вторая.
Мало того, что Айртон увидел клетчатый флаг на минуту раньше ближайшего преследователя, гонщика Ferrari Микеле Альборето, но также лидировал на протяжении всей дистанции, показал лучший круг и стартовал с поула, накануне выиграв свою первую квалификацию.
Гоночным инженером бразильца тогда был Стив Хэллам, впоследствии перешедший в McLaren и проработавший там до 2008 года. Вот как он вспоминает события 34-летней давности:
«Чтобы выиграть в таких условиях, нужен исключительный талант. Можно сказать, что в той гонке принимали участие 20 с чем-то исключительно талантливых пилотов, но многие не справились, а он – справился. И одержал убедительную победу.
Он делал то, что делают все хорошие гонщики: искал места, где есть сцепление с асфальтом. На мокрой трассе это необязательно подсыхающая траектория. Ему всегда удавалось корректировать траекторию, чувствовать машину и находить сцепление. Эта его способность в сочетании с филигранной техникой пилотирования позволила ему в дальнейшем стать гонщиком, который буквально сокрушил всех остальных».
Погода ухудшалась, но Сенна, прекрасно стартовавший с поула, продолжал наращивать преимущество, и после 30 кругов он лидировал уже с 30-секундным отрывом. Главный конструктор Lotus Жерар Дюкаруж даже предложил ему сбавить темп.
«В то время мы всегда нервничали, думая, стоило ли вмешиваться в его работу, – признал Хэллам. – Но постепенно мы знакомились с ним всё ближе, и Айртон объяснил нам, что обычно он находит определённый ритм, а когда мы просим его сбавить скорость или просто умерить темп, это, с его точки зрения, более рискованно, чем позволить ему ехать в его ритме.
После гонки он сказал: "Я пилотировал не идеально, была пара моментов, когда я думал, что вылечу с трассы". На дальней части трассы был извив, который надо преодолевать на 4-й или 5-й передаче, и он сказал, что проходил его практически в скольжении, опасаясь, что всё испортит. Но это в основном из-за того, что на асфальте было очень много воды».
Когда Сенна одержал победу, Ferrari Альборето пересекла линию финиша лишь спустя минуту и почти три секунды, а остальных Айртон опередил на круг и больше. Кстати, из 26 участников гонки классифицированы были лишь девять.
«Мы улетали в тот же вечер, – добавил Хэллам. – Это был один из тех случаев, когда нам хотелось остаться и насладиться моментом, но погода была слишком дождливая. Паковать оборудование было не так уж весело – мы просто хотели убрать его в грузовик, лишь надеясь, что не всё отсырело.
В Эшторил мы прилетели из Бразилии, так что машины не успели побывать на базе. Было как-то не слишком празднично, но такое бывает, если вы возвращаетесь домой сразу после победы в гонке. Мы просто хотели поскорее добраться до аэропорта и отправиться домой».
Хэллам проработал с Сенной три года в Lotus, а потом перешёл в McLaren и их сотрудничество продолжилось, но та первая победа занимает особое место в его памяти: «Однозначно, было ощущение, словно что-то начинается. По-моему, следущая гонка проходила в Имоле, где он вновь выиграл поул, и мы вновь сказали: "Вот это да!"…»