Заместитель генерального директора АНО «Росгонки» Сергей Воробьёв поделился с F1News.ru своими взглядами на те процессы, которые сейчас идут в Формуле 1 и которые станут определяющими для развития чемпионата в ближайшие годы.
Вопрос: Всё сообщество Формулы 1 волнуют перспективы развития чемпионата, ведь к 2021 году обещаны серьёзные перемены, но конкретной информации о предстоящих реформах пока нет, хотя времени на их реализацию остаётся всё меньше. В конце марта в Лондоне прошла встреча Liberty Media с командами и промоутерами гонок, и все её участники в один голос говорили, что разговор был вполне позитивным, и некий прогресс есть. Но, опять же, никаких деталей. В какой мере подобные оптимистичные оценки оправданы?
Сергей Воробьёв: Могу объяснить, почему никто не говорит ничего конкретного. На этой встрече была прямая просьба Чейза Кэри, руководителя Формулы 1, ничего никому не говорить. C учетом того, что в ней участвовал, можно сказать, доверенный круг лиц – например от промоутеров были приглашены только члены Комиссии Формулы 1 – мы видим, что за исключением отдельных общих выводов итоги встречи не стали публичными. Чейз до этого неоднократно удивлялся, что обычно в Формуле 1 все разговоры тут же становятся достоянием СМИ ещё до того, как достигаются какие-либо решения.
Желание Формулы 1 не создавать излишней публичности в собственной работе понятно, ведь те изменения, о которых идёт речь, с одной стороны, эволюционные, с другой, достаточно заметные, чтобы быть представленными только после того, как они будут окончательно согласованы.
По итогам участия в этом совещании мы ещё раз убедились, что российская сторона не зря подписала контракт на проведение Гран При в Сочи до 2025 года, потому что Формула 1 останется одним из самых популярных видов спорта в целом и вершиной автоспорта в частности. Это ощущение крепнет, работа постепенно идёт, хотя, конечно, во всех этих дискуссиях всё значимей становится именно роль команд, ведь подавляющее большинство нерешённых вопросов касается их взаимодействия с организаторами чемпионата, призового фонда, ограничения ресурсов, бюджетов, и прочих тем.
Думаю, в итоге все договорятся, и развитие Формулы 1 продолжится.
Вопрос: Но между промоутерами гонок и Liberty Media тоже есть определённые противоречия, хотя к организаторам Гран При России это, возможно, и не относится. Но над целым рядом этапов чемпионата висит своего рода дамоклов меч, ведь их контракты истекают уже в этом году, хотя не так давно Росс Браун, спортивный директор Формулы 1, вполне оптимистично заявил, что удивится, если какая-то из гонок будет исключена из календаря. Вы разделяете этот оптимизм?
Сергей Воробьёв: В целом разделяю, но даже если какая-то из гонок «отвалится», это не будет какой-то фатальной или сколько-нибудь заметной потерей для чемпионата. Насколько я помню, в этом году заканчиваются контракты у пяти автодромов, и, конечно, было бы очень жалко, например, потерять Мексику – эта гонка стала очень яркой частью календаря.
Но даже если у Сильверстоуна, например, не получится достичь договорённостей – что ж, это обычный процесс, но лично у меня нет какого-то особого пиетета ни по поводу присутствия этой гонки в календаре, ни – в отличие от многих – по поводу участия, например, Ferrari в чемпионате. Формула 1 и без этого автодрома, и без этой команды останется Формулой 1. Возможно, сейчас во мне говорит то, что я представитель более молодого поколения, чем ветераны чемпионата.
Вопрос: Но, наверное, это какие-то крайние ситуации, которых хотелось бы избежать?
Сергей Воробьёв: Конечно, именно над этим работает Чейз Кэри и его команда.
Вопрос: Надо полагать, на самом деле внутри промоутерского сообщества царят более позитивные настроения: «Мы многое пережили – переживём и это!» Есть ли такое ощущение сейчас, когда Формуле 1 предстоит принять очень серьёзные решения о регламенте, о коммерческих соглашениях с командами, о контрактах с трассами?
Сергей Воробьёв: И да, и нет. С одной стороны, спортивный и технический регламент Формулы 1 – это, как мне кажется, более простые вопросы. В итоге при участии Росса Брауна и FIA все договорённости с командами будут достигнуты, и гонки станут ещё более интересными, а сезоны – непредсказуемыми, как большая часть предыдущего чемпионата и начало этого. Думаю, в целом с гонками всё будет хорошо. В таких ситуациях Формула 1 действительно уже была, и это всё решалось.
А вот чего никогда не было, так это революционных изменений в структуре контроля затрат команд. В своё время подобные попытки предпринимались, но безуспешно. Изменить экономику команд достаточно сложно, и мы с интересом наблюдаем, как Liberty с этим справляется. В Лондоне мы общались в том числе и с командами, они тоже не до конца понимают, как будет осуществляться этот контроль. Так что посмотрим.
Вопрос: У АНО «Росгонки» контракт на проведение Гран При России в Сочи до 2025 года. С одной стороны, чувствуется, что вы с оптимизмом смотрите в будущее, с другой, многие вопросы пока остаются без ответов, и никто точно не может сказать, какой станет Формула 1 после всех реформ, которые должны быть проведены до 2021 года…
Сергей Воробьёв: Мы – покупатели услуг Формулы 1. У любого, кто приобретает какие-либо услуги, по умолчанию есть возможность от этого отказаться, и наш контракт с FOM такую возможность тоже предусматривает – на случай, если нас перестанет устраивать качество и содержание этих услуг.
Но после лондонской встречи вероятность того, что мы будем чем-то недовольны, отдалилась, потому что мы видим, как Формула 1 методично, шаг за шагом распутывает клубок прежних сепаратных договорённостей, заключённых при нашем большом друге и партнере Берни Экклстоуне, и пытается построить из этого систему, подходящую стилю управления Liberty Media. Самое приятное, что мы увидели – это желание команд найти решения, а не покинуть спорт.
Вопрос: При взгляде со стороны действительно нет ощущения, что эту ситуацию можно назвать неким противостоянием сторон. Кризисные явления, которые часто сопровождают практически любой переговорный процесс – они скорее уже в прошлом? Никаких крупных неприятностей или скандалов не будет?
Сергей Воробьёв: С одной стороны – всё может быть, ведь переговорные возможности такого масштаба у участников чемпионата появились впервые, с другой – бизнес непосредственно команд выстроен по-разному. Но при этом он невозможен без Формулы 1, так что цель у всех одна – и у Liberty, и у FIA и у команд: чтобы в итоге шоу продолжалось. А остальное – это уже детали коммерческих переговоров. Естественно, каждый пытается что-то получить для себя, учитывая, что действие текущих коммерческих договорённостей истекает в 2020 году, и выторговать более благоприятные условия. Это нормально.
Думаю, все договорятся. Но точно так же, как и у нас, промоутеров, есть «План В» на случай, если что-то пойдёт не так, думаю, что и у команд есть какие-то запасные сценарии, которые позволят им остаться в топовой гоночной серии, но, может быть, в каком-то другом формате. Впрочем, повторюсь, не думаю, что это может произойти в ближайшие годы.
Кстати, в 2020-м заканчиваются не только коммерческие соглашения с командами, но также истекает срок действия существующей структуры управления Формулой 1 в целом. По сути, после 2020-го уже не будет ни Комиссии Формулы 1, ни нынешней Стратегической группы, и в Лондоне мы заслушали предложения Чейза Кэри о том, как может формироваться новая такая структура.
Всё это действительно требует улучшения, потому что очень часто голосование на уровне той же Комиссии Формулы 1, в которую мы как организаторы Гран При России входим уже второй год, идёт по вопросам, которые касаются только команд. Но промоутеры не должны голосовать за то, какой ширины будет переднее крыло на машине Формулы 1 – к нашему делу это не имеет прямого отношения.
В то же время есть ряд вопросов, которые, к сожалению, проходят мимо промоутеров, поэтому сейчас идёт активное обсуждение того, как в будущем выстроить новую регуляторную структуру Формулы 1, и мы боремся за то, чтобы у промоутеров была нормальная формальная возможность влиять на принятие решений по тем вопросам, от которых зависит наш бизнес.
Но революций не будет, будет нормальная системная работа, потому что подавляющее большинство промоутеров стремится продолжать конструктивное взаимодействие с Формулой 1 и продолжать принимать гонки в своих странах. Хотя существующая структура управления чемпионатом будет во многом демонтирована, а на её месте построят нечто новое.
Главное для нас, что у российской стороны на всех переговорах весьма сильная позиция как у популярной, успешной гонки и держателя долгосрочного контракта на проведение Гран При – в Liberty Media понимают нашу ценность, что усиливает наш голос. Куда бы всех нас ни привела эта ситуация, я уверен, что её итоги будут позитивными и для Гран При России, и для развития автоспорта в нашей стране в целом.
Вопрос: Такой оптимизм, конечно, радует, но есть ли что-то, что вызывает лично у вас некую тревогу? Какие-то тенденции, которые вас не устраивают?
Сергей Воробьёв: Мне кажется, есть некий риск, что Формула 1 может потерять свою идентичность. Например, в Лондоне Чейз Кэри много говорил о том, что Ф1 стремится соответствовать современным экологическим стандартам. Кроме того, в Liberty чересчур сильно хотят быть политкорректными, достаточно вспомнить абсурдную попытку отмены грид-гёрлз, что в России не прошло, естественно, в отличие от многих других стран.
Попытка позиционировать Формулу 1 как экологически чистый вид спорта – это нонсенс даже с маркетинговой точки зрения, ведь те, кто находится в самой индустрии, те, для кого это важно – автопроизводители, спонсоры и т.д. – все они знают, что есть Формула E. И какой смысл Ф1 пытаться показать, что они тоже запрыгивают в последний вагон этого поезда и тоже немножко экологичны?
Странно было, что ни о чём таком в Лондоне мы не услышали. Хотя это было бы вполне в стиле Liberty: заявить, что вот такова наша идентичность, что Формула 1 – настоящий, не ограниченный искусственными правилами автоспорт. Этого не было, что немного удивляет. Но посмотрим, что будет дальше.
Вопрос: А как в «Росгонках» реагируют на слухи о том, что российский предприниматель Дмитрий Мазепин присматривается к такому знаковому для Формулы 1 активу, как Williams?
Сергей Воробьёв: Наше сотрудничество с ПАО «Уралкалий» развивается уже несколько лет, мы чувствуем значительный персональный интерес Дмитрия Аркадьевича к развитию автоспорта. Это здорово, успех нашего спорта невозможен без энтузиастов такого уровня.
Не буду комментировать слухи, но уверен, что сейчас, в разгар времени перемен в Формуле 1, лучший момент для покупки команды или доли в ней. Уверен, Формула 1 на ближайшие десятилетия останется одной из наиболее эффективных глобальных маркетинговых платформ, и актив в виде команды может быть очень полезен для любой российской компании, работающей на мировых рынках.
Гран При России себя уже зарекомендовал, занял свою нишу в календаре Формулы 1, теперь мы мечтаем об успешной российской команде, о регулярных победах и, в итоге, о чемпионстве российских пилотов. Кстати, уверены в продолжении успехов Никиты Мазепина – до сих пор помню мурашки по коже от звуков российского гимна на автодроме в Абу-Даби в конце прошлого года, когда Никита выиграл гонку. Уверен, что он ещё не раз подарит нам возможность испытывать гордость за страну.