Британский эксперт Sky Sports F1 Марк Хьюз предпринял попытку проанализировать факторы, от которых зависит судьба чемпионского титула, сражение за который ведут Льюис Хэмилтон и Макс Ферстаппен.
До конца сезона остаётся восемь гонок, а двух претендентов на титул разделяют всего пять очков – не стоит удивляться, если борьба продолжится до самого финала. Итак, какие у кого шансы в этом противостоянии?
Если и были какие-то закономерности в соперничестве Mercedes и Red Bull Racing, то они примерно такие: чемпионская команда лучше выступает на трассах, где требуется низкий уровень прижимной силы, а Red Bull добивается преимущества там, где нужен высокий уровень прижима.
Исторически гонщики Mercedes выступали в Сочи весьма уверенно. Очень длинный отрезок круга от последнего поворота до третьего надо проходить на полном газу, что вполне подходит их машине, которую отличает низкий рейк (т.е. небольшой угол продольного наклона корпуса к трассе). С другой стороны, Red Bull Racing ещё никогда не привозила на Гран При России машину, столь конкурентоспособную, как RB16B.
Многочисленные 90-градусные повороты последнего сектора должны дать этой команде некий шанс отыграть у Mercedes то, что она может терять на первом секторе. Кроме того, в Сочи всегда сложно добиться эффективной работы шин в квалификации.
Сложность в том, что если слишком активно загружать шины на первом секторе, то к концу круга они могут перегреться, а это скажется на динамике разгона на выходе из поворотов. При этом в начале круга непросто прогревать передние шины до нужной температуры, и всё это превращается в своего рода ребус.
Ещё не факт, что доминирование Mercedes на российской трассе не может быть нарушено, но Ферстаппен потеряет как минимум три позиции на старте – или даже больше, если в Red Bull решат поменять на его машине силовую установку.
Трассу в Стамбуле можно считать сбалансированной по конфигурации: там есть и скоростные повороты, которые подходят Mercedes, и медленные, где может отличиться Ферстаппен. Но если, как было в прошлом году, асфальт слишком холодный, он не будет обеспечивать нужного сцепления, и тут Red Bull пригодится их умение быстрее прогревать резину. Этот фактор может оказаться решающим.
На Circuit of the Americas в Остине машины двух команд будут примерно равны по скоростным возможностям, но следующий этап пройдёт в Мексике, а эта трасса всегда была самой сложной для Mercedes.
Высокое расположение над уровнем моря приводит к снижению мощности силовых установок, и двигатели Mercedes тут теряют больше, чем Honda. И этот фактор, и конфигурация трассы в Мехико играют на руку Red Bull.
То же самое, вероятно, можно сказать и об Интерлагосе, хотя там это проявляется в меньшей степени, поскольку воздух там не такой разреженный, как в Мексике. Из истории мы знаем, что в Бразилии велика вероятность погодных сюрпризов, что может превратить гонку в Сан-Паулу в лотерею.
Хотя это ещё не подтверждено, но вместо Гран При Японии может впервые пройти этап в Катаре. Похоже, что конфигурация трассы в Лосале выглядит вполне сбалансированной, и там силы будут равны, но надо иметь в виду, что нет никаких данных о том, как там поверхность асфальта взаимодействует с резиной, и как это может сказаться на поведении той или иной машины.
Дебютный Гран При Саудовской Аравии пройдёт на новой городской трассе в Джидде, и её очень длинные прямые, а также скоростные повороты должны больше устраивать Mercedes. Шансы двух команд в финале сезона в Абу-Даби должны быть примерно сравнимы.
Психологическое противостояние
После инцидентов в Сильверстоуне и Монце Ферстаппен и Хэмилтон явно испытывают дополнительный психологический прессинг, когда дело доходит до поединков колесо в колесо. Очень важно, как каждый из них будет с этим справляться.
Хэмилтон знает, что Ферстаппен не собирается уступать, Макс же не знает, как ответит Льюис, поскольку по ходу сезона семикратный чемпион в разных ситуациях действовал по-разному. Многое будет зависеть от положения дел в личном зачёте – вероятно, в потенциально опасных ситуациях Хэмилтон будет выбирать ту или иную тактику, исходя из этого.
Штрафы за замену двигателей
Практически не вызывает сомнений, что в одной из предстоящих гонок Ферстаппену придётся отбыть штраф за замену двигателя. Учитывая, что в Сочи он и так потеряет три позиции на старте за инцидент в Монце, логично было бы заодно поменять и силовую установку. Конфигурация трассы вполне способствует обгонам, поэтому даже при старте из глубины пелотона Макс быстро догонит Mercedes.
При этом Макс на оставшихся этапах сезона будет использовать новый мотор, что тоже может повлиять на расстановку сил – если, конечно, в Mercedes не поменяют двигатель и на машине Льюиса.
Поддержка напарников
Когда идёт сражение за титул, важную роль могут сыграть напарники претендентов, Валттери Боттас и Серхио Перес. У команд должна быть возможность рассчитывать на их помощь в реализации тактических схем.
Боттас в этом плане действовал более убедительно по ходу сезона, чем Перес. У мексиканца сложности в квалификациях, а это часто сводит на нет его потенциальное участие в попытках Red Bull выиграть очередную гонку.
Валттери в квалификациях в среднем уступал напарнику 0,15 секунды, тогда как Перес проигрывал Ферстаппену примерно 0,4 секунды, из-за чего на первом отрезке гонки ему приходилось разбираться с более медленными машинами, тогда как Льюис и Макс уезжали далеко вперёд.
Но несмотря на все перечисленные факторы, есть ещё один, который не поддаётся расчётам, хотя исторически его значение всегда было крайне важным – это удача.