Двукратный чемпион мира Мика Хаккинен убеждён, что судьбу титула в этом году должно решить соперничество двух претендентов на трассе, а не решения стюардов FIA.
В прошлый уик-энд в Бразилии мы увидели фантастическое выступление команды Mercedes. После Мексики некоторые наблюдатели заговорили о том, что чаша весов в чемпионате склоняется в сторону Red Bull и Макса Ферстаппена, но в Сан-Паулу Валттери Боттас выиграл субботний спринт, а Льюис провёл совершенно невероятную гонку в воскресенье, и теперь всё выглядит совсем иначе.
Именно это нам и нравится в чемпионате мира 2021 года. От уик-энда к уик-энду, от одного типа трасс к другому инициатива в сражении за победу переходит от Red Bull к Mercedes и наоборот. У машин каждой из команд есть свои сильные и слабые стороны, но в целом силы примерно равны, поэтому многое зависит от особенностей конкретной трассы.
В Интерлагосе мы увидели очередное тому подтверждение. Макс был очень быстрым на среднем секторе круга, это наиболее техничная часть трассы. Однако Льюис был сильнее на прямой, которая идёт на подъём в сторону 1-го поворота, после чего начинается спуск в направлении 4-го поворота. И было очевидно, что преимущество на стороне Mercedes.
Я дважды выигрывал Гран При Бразилии после старта с поула. Наилучшие возможности для обгонов на этой трассе – на первом и третьем секторах, и там очень важен мощный двигатель и правильные настройки как ходовой части, так и аэродинамического обвеса.
Теперь поговорим о спорных моментах.
Всё началось в пятницу после квалификации, когда выяснилось, что подвижный элемент заднего крыла на машине Хэмилтона открывается на 0,2 мм шире, чем допускается техническим регламентом. Промежуток между двумя элементами крыла в открытом состоянии не должен превышать 85 мм. Вроде бы совсем небольшое отклонение, причём выявленное только с одной стороны крыла, ведь посередине и на другой его стороне всё было нормально. Стюарды FIA были уверены в непреднамеренном характере нарушения.
Я тоже считаю, что никакого особого преимущества это дать не могло. Напротив, поскольку аэродинамический баланс каждого элемента должен быть идеальным, не исключено, что это даже могло вызвать некую проблему.
Как бы то ни было, контрольные измерения, произведённые инспекторами FIA, однозначно выходили за допустимые пределы, поэтому стюарды приняли решение не в пользу Льюиса и его команды. Подобные неприятности трудно принять, и я понимаю, почему в Mercedes так сильно рассердились.
Поскольку в Формуле 1 всё строится на точном расчёте, будет любопытно, если кто-нибудь возьмётся проанализировать, как на скорость машины влияет система DRS, если заднее крыло открыто на 0,2 мм шире, причём только с одной стороны!
Но когда Льюиса дисквалифицировали, и он начинал субботний спринт с последней позиции, мне представляется, что он и его команда направили свой гнев в позитивное русло, и это действительно интересный момент. Неприятности лишь придали им дополнительную мотивацию, и они воспринимали спринт как своего рода увертюру к воскресному Гран При.
Все гонщики знают, что наилучший способ добиться успеха заключается в том, чтобы направить всю энергию на достижение максимально возможной скорости. Злиться и давать волю эмоциям нет смысла, это лишь приводит к ошибкам. Гораздо правильнее настроиться на ещё более эффективную работу.
Валттери идеально провёл старт квалификационного спринта, опередив Макса, но выступление Льюиса произвело ещё более сильное впечатление. По-моему, ещё на старте он опередил четыре машины и всего за полчаса смог добраться до 5-го места. Все поняли, что в воскресенье он должен выступить очень уверенно.
На старте Гран При Сан-Паулу Макс опередил Валттери ещё до 1-го поворота, но после этого выяснилось, что Red Bull не хватает темпа, чтобы сдержать натиск Mercedes. Конечно, Льюис из-за штрафа за замену двигателя стартовал 10-м, но очень быстро добрался до 4-й позиции, а затем Валттери его пропустил, дав возможность догонять машины Red Bull.
Я считаю, что Серхио Перес прекрасно поработал, обороняясь от Льюиса, но сражение Хэмилтона и Ферстаппена должно было происходить совсем по другому сценарию.
Макс сейчас на пике формы, он лидирует в чемпионате и намерен сдержать Льюиса. Произошедшее в 4-м повороте 48 круга – пример того, что Ферстаппен решительно настроен атаковать. Если при прохождении поворота держать руль прямо, ты, конечно, можешь запугать соперника, но это также может привести к аварии. Последствия могут быть непредсказуемыми.
Но я не думаю, что Льюиса можно запугать. Он любит, когда ему бросают вызов. Это его только раззадоривает!
Я был напарником Айртона Сенны и соперником Михаэля Шумахера, двух гонщиков, которые порой применяли очень агрессивную тактику. Есть знаменитая фотография, запечатлевшая мой разговор с Михаэлем после Гран При Бельгии 2000 года, когда я ему объяснял, почему я недоволен некоторыми его тактическими приёмами.
Я люблю гонки, но всё-таки соперничество должно происходить на трассе. Лично я обрадовался, когда дирекция гонки позволила Максу и Льюису продолжить сражение.
В 4-м повороте обе машины оказались за пределами трассы, но вернулись назад в том же порядке, и всё обошлось без осложнений. И вновь, как и после дисквалификации, этот эпизод лишь придал Льюису дополнительную мотивацию.
Когда Михаэль пытался выдавить меня за пределы трассы в Спа, я лишь ещё более решительно настроился на обгон – тот самый, который всем запомнился.
В оставшихся трёх гонках мы увидим ещё немало примеров яркой борьбы на трассе. Правильный способ выиграть титул – гоняться жёстко, но при этом действовать корректно, красиво обгонять, и пусть судьба победы решается на трассе. События в чемпионате развиваются по интереснейшему сценарию, поэтому совершенно не хочется, чтобы на конечный результат влияли аварии, штрафы и вердикты стюардов.