Итоги сезона: Scuderia AlphaTauri

Сезон 2022 года в AlphaTauri закончили на худшем за последние пять лет девятом месте в Кубке конструкторов…

Гонщик
Гран При Место Очки Лучший старт Лучший финиш
П.Гасли 22 14 23 5 5
Ю.Цунода 22 17 12 8 7
Toro Rosso / AlphaTauri
Гран При Место Очки Лучший старт Лучший финиш
2022 22 9 35 5 5
2021 22 6 142 2 3
2020 17 7 107 4 1
2019 21 6 73 5 2
2018 21 9 33 5 4

Из-за смены регламента в AlphaTauri не смогли использовать в качестве базовой прошлогоднюю машину Red Bull Racing – нужно было всё разрабатывать заново. От «сестринской» команды инженеры получили только трансмиссию, гидравлику и заднюю подвеску.

Поначалу казалось, что всё нормально. Отсутствие серьёзных проблем и хорошие результаты на тестах настраивали на оптимизм. Пьер Гасли в один из дней даже показал лучшее время, новая машина проехала 3500 километров, но уже в первых гонках возникли проблемы.

В Бахрейне из-за замыкания аккумулятора загорелась машина Гасли, в Саудовской Аравии команда потеряла два мотора на машине Цуноды – при том, что на сезон разрешалось использовать только три.

Да и скорости не хватало. Команда начала сезон с превышением веса машины в 12-13 кг, уступая только из-за этого около двух десятых на круге – и это в плотной борьбе в средней группе команд. По ходу сезона значимо уменьшить вес машины не удалось.

Гасли потом жаловался: «Не помню, сколько раз нам не хватало десятой или двух, чтобы выйти в финал квалификации. Кажется, раз десять. А ехать гонку с таким лишним весом – всё равно, что бежать с тяжёлым рюкзаком за спиной. Из-за лишнего веса перегревались шины, что приводило к их деградации и снижению скорости – всё это преследовало нас как нарастающий снежный ком».

В первой гонке сезона Юки Цунода заработал четыре очка за восьмое место, во второй такого же результата добился Гасли. Они финишировали в десятке, но скоро соперники прибавили, а AlphaTauri постепенно откатывалась назад.

Самой успешной стала июньская гонка в Баку, принесшая 10 очков за пятое место Гасли. Француз отлично провёл гонку, финишировав «лучшим из остальных» – сразу позади Red Bull и Ferrari, впечатлив своих будущих работодателей из Alpine , но закрепить успех не удалось. Если в первых восьми гонках AlphaTauri заработала 27 очков, то в четырнадцати следующих – всего восемь.

Причин несколько. Одна из них – потеря мотивации. Пьер Гасли понял, что реализовать свои мечты в AlphaTauri он не сможет, а Юки Цунода добился своего максимума и буквально орал по радио на инженера, когда тот просил прибавить.

И главное, AlphaTauri перестала быть «дочерней» или «сестринской» командой Red Bull, лишив смысла своё существование.

Производитель газировки продолжал финансирование, но многолетняя тема молодёжной программы закрылась сама собой. В Red Bull Racing выступал Ферстаппен, подготовленный своим отцом – Хельмут Марко разве что помог ему с ранним дебютом, сделав лучшее предложение, чем Тото Вольфф, предлагавший ещё несколько лет обкатать молодую звезду в молодёжных сериях. Напарником Макса был Серхио Перес, прежде не имевший никакого отношения к Red Bull. За AlphaTauri выступали Гасли, мечтавший найти другое продолжение карьеры, и Цунода из программы Honda.

В 2023-м Гасли заменит Ник де Вриз, чемпион по картингу и победитель Формулы Е, воспитанный в McLaren. После смерти Дитриха Матешица логичным следующим шагом станет уход главного идеолога молодёжной программы Хельмута Марко.

Гонщиков молодёжной программы в командах больше не было, интерес к AlphaTauri упал, а без идеологии вся эта история развалилась.

В AlphaTauri расходовали бюджет на разработку решений для Red Bull Racing, их собственная машина почти не изменилась по ходу сезона – и с каждой гонкой всё больше уступала соперникам.

Соперники были вынуждены дорабатывать машину и зарабатывать очки, чтобы продолжать выступления. У AlphaTauri такой задачи не было. Деньги поступали вовремя, но только на поддержание существования. Отсюда и худшее за последние пять лет девятое место в Кубке конструкторов.

В 2023-м AlphaTauri окончательно изменит статус. За руль одной машины сядет Ник де Вриз, задача которого – зарабатывать очки, за руль второй – Юки Цунода, обеспечивающий важную для Red Bull связь с Honda.

AlphaTauri – команда на продажу. Сначала Toro Rosso была нужна, чтобы получать больше голосов на голосовании, потом стала вершиной молодёжной программы, а с переименованием в AlphaTauri стала раскручивать модный бренд. Сейчас эти задачи сняты, а новые владельцы Red Bull вряд ли захотят содержать проблемный актив, сыгравший свою роль. Они будут поддерживать существование команды, пока не найдётся покупатель. И скоро бывшая Minardi вернётся к своему прежнему статусу.

Франц Тост: «Наша машина оказалась недостаточно эффективной. У нас были проблемы с её дальнейшей доработкой, в том числе из-за ограниченного бюджета, поскольку до получения разъяснений от FIA мы думали, что допустили перерасход. Но темпы модернизации уже замедлились, поэтому результаты остались на более низком уровне, чем мы ожидали.

Юки Цунода продемонстрировал неплохой прогресс и под конец сезона опережал Пьера Гасли в квалификациях. Сможет ли он ещё прибавить, теперь зависит только от него самого. Но ожидаю, что в 2023 году он будет в хорошей форме. В AlphaTauri приходит Ник де Вриз, и если наша машина будет работать нормально, я многого от него жду».


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.