В 2022 году Макс Ферстаппен выиграл второй титул чемпиона мира. В интервью гонщик Red Bull Racing подвёл итоги сезона, оценил перспективы в 2023-м и рассказал, когда планирует завершить карьеру.
Вопрос: Какой из двух своих титулов вы считаете лучшим?
Макс Ферстаппен: От этих титулов у меня разные ощущения. Меня переполняли другие эмоции, когда я боролся за первый титул. В прошлом году у нас была конкурентоспособная машина, но борьба получилась очень плотной. Ближе к концу сезона казалось, что мы проигрываем Mercedes, поэтому было здорово победить. Титул этого года кажется более весомым благодаря большему числу побед.
Вопрос: Вас удивило, что в 2022-м ваша машина с первых гонок была быстрой, несмотря на то, что в 2021-м команда до последнего тратила ресурсы на доработку машины?
Макс Ферстаппен: Такие результаты показывают, насколько эффективно работали наши инженеры. Мы потратили много времени на прошлогоднюю машину, но при этом построили успешную в 2022-м.
Разумеется, как и любой другой команде, нам приходилось решать множество вопросов. Из аэродинамической трубы поступали многообещающие данные, но у нас не было эталона, и мы не знали, где мы окажемся относительно соперников. Когда машина впервые выехала на трассу, то сразу хорошо себя зарекомендовала.
Вопрос: Какие отличия по ходу сезона вы заметили между машинами Red Bull и Ferrari?
Макс Ферстаппен: Наша машина очень эффективная с высокой максимальной скоростью. Однако многое зависит от настроек прижимной силы, поэтому сложно проводить прямые сравнения эффективности машин в поворотах с Ferrari. Износ шин оказался ключевым фактором машин нового поколения – у нас с ним не возникло проблем.
Вопрос: Насколько сложно было разобраться с особенностями шин Pirelli?
Макс Ферстаппен: Резину оказалось непросто понять, но за годы мы нашли к ней подход. Конечно, каждый сезон шины менялись, но это всё равно были шины Pirelli – общие принципы работы с резиной оставались неизменными. Иногда у нас получилось лучше, иногда хуже, но в основном это было связано с особенностями машины. Если машина не работает должным образом, то и с шинами будут проблемы. Всегда есть связь.
Вопрос: Если бы вы могли что-то одно кардинально изменить в машине на следующий сезон, то что?
Макс Ферстаппен: Хотелось бы больше комфорта во время пилотирования. Машины актуального поколения очень жёсткие – в кокпите ощущается каждая неровность трассы. Пилотирование на городских трассах и атака поребриков стали не такими приятными, как раньше.
Вопрос: Кто станет вашим главным соперником в 2023-м – Ferrari или Mercedes?
Макс Ферстаппен: Это зависит от многих факторов, ведь машины в каком-то смысле по-прежнему остаются новыми – у них ещё большой потенциал для развития.
Что касается Ferrari, то мне трудно оценить их прогресс в 2022 году. В какой степени он связан с силовой установкой? Что у них вообще происходит в команде? Мне сложно назвать главных соперников.
Вопрос: Вы одержали пятнадцать побед в прошедшем сезоне. Вам бы хотелось более плотной борьбы?
Макс Ферстаппен: Иногда да, иногда нет. В определённых ситуациях я желал этого, но временами приятно доминировать. В общем, я надеюсь, что борьба станет более плотной.
Вопрос: Из-за штрафа у вашей команды будет меньше времени для работы в аэродинамической трубе в 2023 году. К каким это может привести последствиям?
Макс Ферстаппен: Штраф навредит нам, но я уверен, что команда справится, и мы хорошо начнём сезон. Мы знаем, с чего начать и над чем работать. Если бы мы не знали, в каком направлении двигаться, то это стало бы ещё большей проблемой. В течение года мы узнаем, насколько сильно на самом деле штраф отразился на нас. В 2022-м у нас была конкурентоспособная машина, и если мы сохраним набранный темп, то всё будет хорошо.
Вопрос: Ваша борьба на трассе с Шарлем Леклером получилась довольно чистой, чего нельзя сказать о прошлом годе и борьбе с Льюисом Хэмилтоном. С чем связана такая разница?
Макс Ферстаппен: Противостояние с каждым гонщиком разное. Когда на кону титул, то борешься за каждое очко. Конечно, в начале года всегда хочется побеждать, но если это невозможно, то отступаешь и соглашаешься на второе место.
В конце концов, между нами присутствует уважение. Поэтому я не думаю, что наше противостояние с Шарлем могло закончиться как-то иначе.
Вопрос: Это связано с тем, что вы с ним одного поколения?
Макс Ферстаппен: Я давно его знаю – мы соревнуемся друг с другом с двенадцати лет. Вероятно, я знаю Шарля лучше, чем других соперников.
Вопрос: Вы когда-нибудь обсуждали с Льюисом Хэмилтоном финальную гонку 2021 года?
Макс Ферстаппен: Нет. Ты оставляешь всё позади после завершения сезона.
Вопрос: У вас нет ощущения, что Red Bull не получила должного признания за победу в 2021-м?
Макс Ферстаппен: Люди всегда запоминают последнюю гонку, но надо оценивать сезон в целом. Важно помнить, что мы боролись на протяжении всего сезона. Две команды максимально выложились.
Вопрос: Есть ли что-то помимо Формулы 1, чем вы хотели бы заняться?
Макс Ферстаппен: Гонки на выносливость. Я ещё не знаю, за рулём какой машины. Я хочу дождаться полноценного расцвета классов гиперкаров и оценить конкурентоспособность заводских команд.
Вопрос: Ждём вас в Ле-Мане?
Макс Ферстаппен: Я бы хотел однажды выйти на старт этой гонки, но не сейчас.
Вопрос: Что скажете о ещё одной легендарной гонке – Indy 500?
Макс Ферстаппен: Нет, я уже говорил раньше, что никаких овалов. Я очень уважаю гонщиков, которые гоняются на таких трассах, но после завершения карьеры в Формуле 1 я не хочу подвергать себя такому риску. Конечно, Формула 1 тоже опасна, но когда оказываешься в бетонной стене на овале, приятного мало.
Вопрос: У вас контракт с Red Bull до 2028 года. Вы можете представить себя в другой команде?
Макс Ферстаппен: Таких планов у меня нет, по крайней мере, на данный момент. Мне исполнится 31 год, когда истечёт контракт с Red Bull. Я не знаю, буду после этого продолжать карьеру или нет. У меня ещё есть несколько лет, чтобы подумать.
Вопрос: Значит, вы не видите себя за рулём Формулы 1 в сорок лет?
Макс Ферстаппен: Я точно не буду так долго выступать в Формуле 1. В какой-то момент гонок в Формуле 1 становится слишком много, и ты перестаешь получать удовольствие. Кроме того, многое зависит от того, насколько конкурентоспособными мы будем в 2028 году. Если к тому времени мы останемся такими же быстрыми, то было бы глупо останавливаться.