Бывший гонщик Формулы 1, комментатор Sky Sports F1 Мартин Брандл подвёл итоги Гран При Саудовской Аравии…
В Джидде Red Bull Racing полностью доминировала. Честно говоря, когда в квалификации у Макса Ферстаппена возникли проблемы с приводом и стало понятно, что он стартует только 15-м, я даже обрадовался, предвкушая интересную гонку. Ничего не имею против Макса и его невероятного таланта, но хотелось увидеть борьбу.
В Ferrari удивили штрафом за замену элементов силовой установки на машине Леклера уже во втором Гран При из 23-х. Он стартовал 12-м, что тоже добавило интриги.
Трасса в Джидде впечатляюще выглядит ночью, а её первый сектор – один из лучших в мире, не уступая Сузуке. Машины Формулы 1 мчатся с невероятной скоростью, а близость стен ещё больше усиливает эффект.
Как обычно в Формуле 1, если происходят инциденты и аварии, начинают отодвигать стены, устранять неровности, увеличивать зоны вылета. Один из худших примеров – "Стена чемпионов" в Монреале и внешняя стена в последнем повороте в Джидде. В результате число инцидентов, которые можно обсуждать, значительно сокращается. Я не говорю о том, что хочу видеть больше аварий, но мне нравится, когда остаётся определённый риск, выделяющий умных и опытных гонщиков, и наказывающий менее точных.
Многим хотелось бы видеть абсолютно ровный асфальт с минимальными поребриками не выше слоя обозначающей их краски, с минимальным риском для гонщиков. Но для шоу это не годится. В Джидде из-за слепых поворотов и скоростных участков риск пока остаётся.
Серхио Перес завоевал поул, и хотя второй быстрый круг в финале ему не удался, рядом не было Макса Ферстаппена, который мог бы перехватить инициативу. Шарль Леклер впечатлил вторым местом, хотя потерял десять позиций из-за штрафа, а третьим стал Фернандо Алонсо – сейчас испанец выглядит столь решительно, что не стоит вставать у него на пути, когда он идет по паддоку.
Доминирование Red Bull оказало большое давление на многие команды и их ключевой персонал, не в последнюю очередь на Mercedes, Ferrari и McLaren. Редко бывает, когда сразу много команд ищут пути выхода из кризиса, стремятся нанять опытных специалистов других команд, а те в свою очередь защищают своих и тоже ищут новых. Добавьте к этому будущую команду Audi (сейчас Alfa Romeo), которая проводит масштабную кампанию по набору персонала к 2026 году.
Драма в гонке возникла ещё до того, как погасли огни, когда стартующий с первого ряда Алонсо остановил машину немного левее разрешенной позиции. Фернандо всегда нравилась максимально низкая посадка в кокпите для более низкого центра тяжести и лучшей работы верхнего воздухозаборника. Из кокпита машины он просто не видел разметку.
За несколько кругов лидирования в гонке Фернандо создал достаточный отрыв от ехавшего в тот момент третьим Джорджа Расселла, чтобы сразу компенсировать назначенный ему пятисекундный штраф за неточное расположение машины.
Он смог сделать это во время пит-стопа за автомобилем безопасности, который был вызван поломкой машины его напарника Лэнса Стролла. На самом деле, в выезде автомобиля безопасности не было необходимости, Лэнс сразу свернул на вспомогательную дорожку, но датчик GPS на его машине в системе управления гонкой показывал, что он всё ещё находится на трассе, хотя по камерам было видно, что это не так.
Фернандо выглядел фаворитом в борьбе за третье место на подиуме. У него не было шансов удержать прорывавшегося наверх Ферстаппена, которому очень помог автомобиль безопасности. Но в итоге судьба третьего места решилась в комнате стюардов через несколько часов после финиша.
Когда испанец отбывал штраф на пит-лейн, задний домкрат был случайно установлен на место, готовый обслужить машину по истечении пяти секунд. Об этом сообщили в центр управления гонкой, предположительно это сделала Mercedes, как о нарушении правил. Вопрос о том, является ли установка домкратов "работой с машиной", обсуждался командами. Очевидно, что результаты этих обсуждений у всех были разными.
В Aston Martin узнали о возможной проблеме от наших комментаторов Sky Sports F1. Мы обратили внимание на реплику инженера Mercedes Джорджу Расселлу, чтобы он оставался в пределах пяти секунд за Фернандо, и я вспомнил, что удивился расположению заднего домкрата во время отбытия штрафа.
За две недели до этого в Бахрейне Эстебана Окона и Alpine оштрафовали на 10 секунд за нарушение процедуры отбытия штрафа. После финиша в Джидде Aston Martin напомнили об этом, сообщив о нарушении. Фернандо добавили 10 секунд, а Кубок за третье место перешёл к Джорджу Расселлу, который принял его с достоинством, сказав, что, по его мнению, Фернандо заслужил третье место.
Потом в Aston Martin напомнили – в результате обсуждений и прецедентов было решено, что домкраты могут касаться машины, но не поднимать ее, так что трофей пришлось отдать, подтвердив 100-й подиум Алонсо в Формуле 1. Ситуация получилась неловкой, поэтому к следующей гонке правила изменятся.
Перес был быстр, не позволил напарнику себя догнать и выиграл пятую гонку в карьере. Четыре из них были одержаны на уличных трассах, и это его первая победа, когда Макс финишировал вторым.
На последнем круге Макс отобрал у Серхио дополнительное очко за лучший круг, что вызвало недовольство мексиканца. Он был удивлён, что команда не сказала напарнику прекратить борьбу, когда победный дубль был гарантирован, а на обеих машинах возникли небольшие проблемы.
Люди Ферстаппена, возможно, были удивлены, когда Перес смог соответствовать их темпу, и раздосадованы тем, что проблема с машиной помешала Максу в квалификации.
В Mercedes Расселл отлично отработал уик-энд, вновь опередив Хэмилтона. Льюис расстался со своим незаменимым (как мне казалось) физиотерапевтом и доверенным лицом Анжелой Каллен и признался, что не может найти подход к этой машине. Он не смог извлечь выгоду из подходящего для него времени выезда автомобиля безопасности и перехода на более быстрые шины Medium, когда все вокруг ехали на Hard.
Похоже, в Mercedes все с большим оптимизмом ждут перемен, которые произойдут в ближайшие несколько месяцев. Они уже были быстрее Ferrari, которые во второй части гонки значительно потеряли в скорости после перехода на Hard. Да, автомобиль безопасности выехал в неудачный для Скудерии момент, но инженерам в Маранелло есть, над чем поработать.
Гонщики Alpine уверенно выглядели на скоростной трассе, финишировав восьмым и девятым, хотя если бы не сход Стролла, они были бы на позицию ниже.
Последнее, с таким трудом заработанное очко, досталось Кевину Магнуссену из Haas после великолепной борьбы с Юки Цунодой из Alpha Tauri. Наличие двух опытных гонщиков сейчас очень помогает Haas F1.
Мы увидели эффектную борьбу напарников по McLaren Пиастри и Норриса с Сарджентом из Williams. Да, я слышу ваши возражения, что это была борьба за 15, 16 и 17 место, но в этом сезоне нам вполне могут понадобиться и такие моменты, учитывая невероятную скорость Red Bull, особенно с открытой DRS.
Для Ландо начало сезона получилось сложным – два 17-х места, он будет отчаянно пытаться исправить ситуацию в Мельбурне. У Норриса большой талант, но и Пиастри уже демонстрирует свои качества. Шокирует последнее место McLaren в Кубке конструкторов с нулём очков, как у AlphaTauri.
И поэтому, наблюдая за возрастающим напряжением между гонщиками Red Bull, мы терпеливо ждём, когда остальные команды добавят в скорости. Отыгрывать им придётся очень много.