Финал Гран При Австрии 2002-го года, когда перед самым финишем Рубенс Баррикелло пропустил вперед Михаэля Шумахера, стал одним из самых противоречивых эпизодов в новейшей истории Формулы 1.
Спустя годы Баррикелло решил нарушить молчание и на этой неделе рассказал о некоторых, доселе неизвестных подробностях той гонки.
Британский журналист Джеймс Аллен, много лет комментировавший Формулу 1 на ТВ и выпустивший в прошлом году весьма интересную книгу о спортивной биографии Михаэля Шумахера, высказал свое мнение об этих откровениях бразильского ветерана.
Джеймс Аллен: «Одним из наиболее драматических моментов в моей карьере телекомментатора был австрийский Гран При 2002-го года, когда Рубенсу Баррикелло, доминировавшему и в квалификации, и в гонке, приказали на последнем круге отдать победу Михаэлю Шумахеру.
После этого в Формуле 1 появилось правило, действующее и сегодня: командная тактика запрещена.
Я работал на том Гран При вместе с Марком Бланделлом (бывшим гонщиком Ф1, одним из комментаторов канала ITV), и ближе к финишу мы стали обсуждать, поменяются ли гонщики Ferrari местами.
Он говорил, что поменяются, я придерживался противоположного мнения. Но они поменялись, и болельщикам это очень не понравилось: в гневе они так топали ногами на трибунах, что сотрясалась вся конструкция, а вместе с ней и наша комментаторская кабина.
FIA это тоже не понравилось (равно как и последовавший после финиша фарс на подиуме, когда Шумахер «уступил» верхнюю ступеньку Рубенсу), и Ferrari была оштрафована на $1 млн.
И только теперь Рубенс решил прервать молчание. Он рассказал о том, что команда была очень сердита, поскольку он тянул с выполнением приказа до последнего круга. По радио ему передали, что его контракт будет пересмотрен, если он не пропустит Михаэля.
Когда я занимался изучением биографии Шумахера, в начале 2007-го года у нас с Рубенсом состоялась продолжительная беседа, и тогда он уверял меня, что Михаэль был в курсе тех приказов команды, хотя в свое время это отрицал.
Рубенс сказал мне, что у него есть расшифровка радиообмена Ferrari, которая, вероятно, фигурировала на слушаниях FIA. Именно об этом документе он говорил на днях, уверяя, что содержание радиообмена доказывает причастность Михаэля к той истории.
Кроме того, Рубенс уверяет: «Я был удивлен, когда все это произошло, ведь в том же году Жан Тодт мне говорил, что подобные приказы невозможны, если борьба идет за первое место».
Сабине Кем, помощница Шумахера, продолжает настаивать, что Михаэля эта ситуация расстроила, но он был вынужден смириться, поскольку лояльно относился и к Тодту, и к Россу Брауну, занимавшему пост технического директора Ferrari.
В разговоре со мной Рубенс намекал, что не расскажет эту историю, поскольку был уверен, что Браун переходит в Honda, и не хотел портить с ним отношения. Возможно, сейчас Баррикелло чувствует, что Браун, ныне глава Honda Racing, скорее всего, собирается заменить его на более молодого гонщика, так что терять ему нечего.
Жаль, конечно, что Рубенс так сильно расстроен и сердит. Бразилец поставил рекорд по продолжительности карьеры в Формуле 1, и, если она действительно подходит к концу, неправильно было бы ее закончить на такой ноте».