Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен полагает, что вчерашняя коллективная заявка на участие в чемпионате 2010-го года, поданная в FIA командами, входящими в ассоциацию FOTA, если и прояснила ситуацию, складывающуюся в Формуле 1 в последние несколько недель, то не намного...
Джеймс Аллен: «Вчера девять команд, оставшихся в ассоциации FOTA, подали заявку на участие в чемпионате 2010-го года, сопроводив ее рядом условий. Одновременно с коллективной заявкой, поданной от имени всех девяти команд, они передали в FIA предложения по сокращению расходов, которые Джон Хауэтт, президент Toyota F1, охарактеризовал, как “всеобъемлющие”.
Все это вызвало неоднозначную реакцию в прессе. Какие-то газеты уверяют, что Ferrari и остальные команды решили участвовать в чемпионате 2010-го года, другие обращают внимание на условия, которые они выдвигают, причем два основных должны быть выполнены еще до того, как заявка будет подтверждена окончательно.
Одно из условий – подписание к 12-му июня Договора Согласия. Документ свяжет все три стороны – FIA, FOM и команды – определенными обязательствами до конца 2012-го года. К этому Договору прилагаются протоколы, определяющие порядок изменения правил, в частности, там идет речь о создании комиссии по Формуле 1, в которую входили бы команды, спонсоры, организаторы гонок и т.д. В работе над регламентом 2010-го года эта комиссия участия не принимала, потому что Договор Согласия не был подписан. Теперь же команды надеются, что благодаря ему можно будет контролировать процесс составления правил на 2011-й год.
Итак, команды настаивают, чтобы все стороны подписали соглашение к 12-му июня. Говорят, Берни Экклстоун хочет, чтобы Договор был пяти-, а не трехлетним, и это, возможно, станет спорным моментом. Но 12-е июня – это еще и день, когда FIA должна будет опубликовать список участников, допущенных на старт следующего чемпионата. Насколько я могу судить, на 13 мест претендуют 15 команд. Если все существующие команды останутся, то федерации придется выбрать трех из пяти возможных новичков. Не исключено, кто-то из них решит объединить усилия, что в этой ситуации было бы вполне логично.
Второе условие, выдвинутое командами, состоит в том, чтобы правила остались в том же виде, в каком они действуют в 2009-м году, т.е. чтобы не было чемпионата для двух классов машин и бюджетного лимита на уровне 40 миллионов фунтов стерлингов. Остальные же команды, подавшие заявки, в том числе Williams и все новички (Campos, USF1, Prodrive, Litespeed и Lola) согласны соревноваться в условиях бюджетного лимитирования. Кстати, прежде чем подать заявки, все должны были подписать контракты с поставщиками моторов, и можно предположить, что большинство из них договорилось с Cosworth.
В заявлении FOTA ничего не говорится о том, что все участники чемпионата должны придерживаться одних и тех же правил, – там речь идет только о командах-членах ассоциации. Следовательно, в условиях бюджетного лимитирования будут выступать остальные четыре команды (Williams и три новых).
Судя по всему, FOTA считает, что своим заявлением она отвергла идею бюджетного лимитирования. Вместо этого команды собираются ввести финансовый самоконтроль и саморегулирование. Члены ассоциации намерены договориться друг с другом, что не будут тратить больше определенного лимита, и что эти затраты за два ближайших года будут существенно снижены. Точных цифр не назовет никто, но, думаю, это будет в районе 80-100 миллионов фунтов в 2010-м, и 40-50 миллионов – в 2011-м.
Как бы случайно в пресс-релизе FOTA практически ничего не говорится о технической помощи новым командам. Насколько мне известно, какие-то идеи на эту тему есть в техническом документе, переданном в FIA. Еще один немаловажный момент состоит в том, что среди команд, подписавших коллективную заявку, есть и Toyota, так что, похоже, несмотря на все разговоры, она пока не планирует уходить из Формулы 1. Однако такая возможность у Toyota есть, если ее не устроит окончательный вариант, на который согласится FIA.
Словом, с одной стороны, команды под предводительством Ferrari подали заявку, с другой, – понятно, что на пути к урегулированию противоречий есть еще немало серьезных препятствий. Полагаю, следующий срок, к которому что-то должно решиться – 12-е июня, однако еще до этого FIA должна будет каким-то образом подтвердить факт приема заявок. Тогда мы и узнаем, как федерация отреагировала на условия , выдвинутые FOTA.
Источники, близкие к FIA, по-прежнему убеждены, что бюджетное лимитирование будет введено, как и планировалось, даже если окончательный уровень лимита на 2010-й год будет больше, чем планировалось изначально».