Если шестую строчку Scuderia Toro Rosso в Кубке Конструкторов по итогам прошлого сезона можно было приравнивать к победе, тем более, что такая победа была – Себастьян Феттель выиграл поул и гонку в Монце, то последнее место в 2009-м казалось вполне ожидаемым. Вопрос был только в том, кто окажется на десятой строчке – Toro Rosso или Force India, но индийской команде удалось добиться большего.
Сезон | Гран При | Место | Очки | Подиум | Победа | Лучший старт | Лучший финиш |
2006 | 18 | 9 | 1 | 0 | 0 | 11 | 8 |
2007 | 17 | 7 | 8 | 0 | 0 | 8 | 4 |
2008 | 18 | 6 | 39 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2009 | 17 | 10 | 8 | 0 | 0 | 6 | 7 |
После окончания прошлого сезона Toro Rosso рассталась с Себастьяном Феттелем и вывела из числа совладельцев Герхарда Бергера. В условиях серьёзных перемен в регламенте Эдриан Ньюи сосредоточился на машинах Red Bull Racing, а работа с дочерней командой, окончательно закрепившейся в статусе финальной ступени подготовки молодых гонщиков Red Bull, осуществлялась «по остаточному принципу».
Ровно через месяц после премьеры новой Red Bull RB5 «дочерняя» команда представила STR4 на тестах в Барселоне. Машина выехала на трассу за 19 дней до старта Гран При Австралии и внешне была очень похожа на RB5 …
Джорджио Асканелли, технический директор: «В Red Bull Technology задали базовые характеристики – габариты, колёсную базу, развесовку, основные метрические показатели, однако компоновка любой машины Формулы 1 зависит от двигателя. Мы используем другой двигатель, у него другая система охлаждения, подачи масла и топлива, кроме того, у каждого мотора свой диапазон эффективных рабочих температур – у этих машин разная внутренняя аэродинамика, разная система сцепления и коробка передач – всё это придумано в Фаэнце».
Себастьен Бурдэ одним из последних продлил контракт на новый сезон, француз связывал большие надежды с возвращением сликов в Формулу 1, его напарником стал гонщик GP2 – не самый удачливый, но весьма трудолюбивый швейцарец Себастьен Буэми, заменивший Себастьяна Феттеля.
Первая гонка сложилась неплохо, став в итоге самой результативной в сезоне – оба гонщика заработали очки, опередив на финише пилотов Red Bull, но этот сценарий не получил развития. Буэми заработал очко за восьмое место в Китае, а Бурдэ – в Монако, а потом началась серия из девяти безрезультативных Гран При, завершившаяся лишь в Интерлагосе, уже без Бурдэ.
Опытного француза уволили после Гран При Германии, карьера четырёхкратного чемпиона ChampCar в Формуле 1 сложилась неудачно. Бурдэ часто критиковал команду, которая оправдывалась ограниченными финансовыми и техническими возможностями – обе стороны были по-своему правы, и в дни проведения Гран При Венгрии за руль второй машины сел испанец Хайме Альгерсуари, ставший самым молодым гонщиком в истории Формулы 1 – 19 лет 4 месяца и 5 дней.
Слухи о переходе Альгерсуари в Формулу 1 появились ещё осенью прошлого года. Сын известных родителей и чемпион британской F3, должен был заменить Буэми на посту тест- и запасного пилота Red Bull с начала сезона, но весной команда подписала контракт с Брендоном Хартли, и лишь 1 июля Альгерсуари заменил новозеландца в роли запасного пилота, чтобы 24-го дебютировать на свободных заездах Гран При Венгрии. Многие опасались, что отсутствие опыта серьёзно помешает молодому гонщику, но уик-энд прошел спокойно.
Эдриан Ньюи и инженеры Red Bull Technology готовили новинки для Red Bull Racing – команда боролась за титул, а Scuderia Toro Rosso получала чертежи со значительным опозданием. Некоторое время, учитывая запрет на тесты и ограниченные возможности базы в Фаэнце, требовалось на адаптацию технических решений в конструкцию машины, а соперники с каждой гонкой уходили вперёд. Борьба в 2009-м получилась крайне напряженной, в квалификации всё решали десятые, и хотя относительное отставание от лидеров было невелико, часто гонщики Toro Rosso боролись лишь за последние места на стартовом поле.
Ситуация изменилась к лучшему в последних гонках сезона. Многие команды полностью сосредоточились на 2010-м, в Toro Rosso освоили новинки, полученные от Red Bull, и Себастьен Буэми смог заработать очки в Бразилии и Абу-Даби.
В следующем сезоне схема, которая два последних года позволяла Toro Rosso участвовать в борьбе, изменится – команда больше не сможет использовать частично клиентские машины Red Bull и должна стать самостоятельным конструктором. Штат сотрудников и территория базы были увеличены, в октябре команда завершила предварительный этап разработки новой машины, так что в 2010-м мы увидим немного другую команду, правда – с прежним «дочерним» статусом.
Франц Тост: «Команда уже сейчас является полноценным конструктором. Всё идет по плану, мы активно работаем над новой машиной, поэтому Джорджио Асканелли пропустил последние этапы сезона.
Наша главная функция – подготовка молодых гонщиков, таким был замысел Дитера Матешица, Red Bull и Minardi, когда создавалась наша команда. Переход Феттеля в Red Bull Racing и его успехи в чемпионате наглядно демонстрируют, что эта схема приносит плоды!»