Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о ситуации, в которой оказались лидеры чемпионата после первых десяти гонок…
Джеймс Аллен: «Позади половина сезона: пожалуй, пора оценить уровень трех команд, лидирующих в чемпионате, и попытаться дать прогноз дальнейшего развития ситуации.
McLaren
Льюис Хэмилтон – 145 очков, 1-е место. Дженсон Баттон – 133 очка, 2-е место
Кубок конструкторов – 1-е место. Победы: 4. Подиумы: 6
Команда лидирует в обоих чемпионатах, в основном, благодаря хорошей стабильности: в среднем ей удавалось заработать 27 очков в каждой гонке из 43-х возможных. Баттон не смог заработать очки в Монако, а Хэмилтон сошел с дистанции в Испании из-за проблемы с колесом – не будь этого, на его счету было бы сейчас на 15 очков больше.
Даже в свой чемпионский год Хэмилтон совершал ошибки и терял очки, но в этом году, похоже, он этого не допускает. Не раз у стюардов были к Льюису претензии, он играет с огнем, но при этом показывает высокие результаты.
На счету Баттона две отличные победы, но, как правило, в квалификациях он уступал напарнику в скорости. По ходу гонок ему удавалось неоднократно зарабатывать очки в весьма сложных ситуациях, и вторая строчка в личном зачете – тому подтверждение. Он результативно провел все Гран При, кроме Монако, где ошибку допустила команда.
На старте чемпионата MP4-25 была не самой быстрой машиной, и, вероятно, ни на одной из трасс McLaren не имела явного преимущества в скорости, пожалуй, за исключением Монреаля. Тем не менее, они максимально эффективно использовали свои шансы, добившись побед в гонках и заработав немало очков.
В начале сезона команда допускала ошибки: например, во время квалификации в Малайзии проявила излишнюю самоуверенность. Зато, как всегда, продемонстрировала умение вести модернизацию техники ускоренными темпами. Это они изобрели аэродинамический воздуховод, сделав его одним из центральных элементов конструкции машины, и с тех пор значительно его доработали.
Но в прошлый уик-энд на их примере мы увидели, сколь сложен выдувной диффузор, и как непросто добиться его правильной работы. Мартин Уитмарш подтвердил, что в Хоккенхайме система вновь будет установлена на МР4-25, и, как только она заработает по-настоящему эффективно, это позволит команде догнать Red Bull.
Когда все модные “штучки” будут отлажены, основное внимание команда уделит доработке аэродинамики и продолжит с максимальной отдачей использовать все свои сильные стороны, которые, прежде всего, проявляются в условиях гонок.
Они пока еще отстают от Red Bull в квалификациях, но стараются добиться прогресса, – зато в ходе гонки неизменно демонстрируют более высокую скорость, иногда опережая главных соперников.
Трассы, на которых пройдут оставшиеся этапы, по идее, должны подходить McLaren, особенно Монца. Все будет зависеть от того, в какой мере команде удастся реализовать потенциал машины. Если вторую половину сезона команда проведет на том же уровне, как первую – она победит в обоих чемпионатах.
Red Bull Racing
Марк Уэббер – 128 очков, 3-е место. Себастьян Феттель – 121 очко, 4-е место
Кубок конструкторов – 2-е место. Победы: 5. Подиумы: 4
Red Bull проводит сезон неровно, но при этом близка к установлению квалификационного рекорда: команда упустила поул лишь в одной из десяти гонок. Однако ей не всегда удается воплотить эту скорость в максимально высокие результаты. Кроме того, напряженные отношения между гонщиками приводят к потере очков, как это было в Стамбуле и Сильверстоуне.
В начале чемпионата машина не отличалась надежностью, особенно часто проблемы возникали на RB6 Феттеля, но затем эти трудности, вроде бы, остались позади. На счету Уэббера три победы, и это пока лучший результат среди всех гонщиков; кроме того, австралиец зарабатывал очки во всех гонках, за исключением Валенсии, где попал в весьма серьезную аварию. Феттель чаще добывал поулы, но лишь однажды добился победы, стартуя с первой позиции. В Малайзии он выиграл гонку, хотя на старте был лишь третьим.
Сейчас в Red Bull пожинают плоды своего решения подыграть Феттелю, когда накануне Гран При Великобритании именно на его машину были установлены все технические новинки, и теперь в оставшихся гонках перед командой стоит непростая задача: держать под контролем настроения гонщиков, особенно на последних трех-четырех этапах – если к тому времени оба будут продолжать борьбу за титул.
В любом другом сезоне, благодаря сверхбыстрой машине, команда уже была бы на пути к титулу, но McLaren вполне сравнима с ними по скорости, и её гонщики выступают очень сильно, так что можно ожидать дальнейшего обострения соперничества.
Пока RB6 превосходит все остальные машины по уровню прижимной силы, и после того, как в Red Bull добились эффективной работы воздуховода, взаимодействующего с задним крылом, в Сильверстоуне на ее стороне было заметное преимущество. Машина, созданная Эдрианом Ньюи, хорошо справляется с любыми типами трасс, и из оставшихся автодромов, возможно, проблемы могут возникнуть только в Монце.
Ferrari
Фернандо Алонсо – 98 очков, 5-е место. Фелипе Масса – 67 очков, 8-е место
Кубок конструкторов – 3-е место. Победы: 1. Подиумы: 4
Ferrari доставляла первым двум командам гораздо меньше беспокойства, чем должна была, – учитывая, что после зимних тестов F10 считалась самой быстрой машиной и позволила Алонсо выиграть первую гонку. Но команда лишь один раз стартовала с первого ряда, и этот факт говорит о многом.
На темпах модернизации машины сказалось то, что в Ferrari слишком много усилий направили на разработку воздуховода, но в последнее время эта система заработала весьма эффективно, и машина прибавила в скорости, в том числе за счет выдувного диффузора и различных аэродинамических новинок. В Сильверстоуне Алонсо вплоть до финала квалификации проигрывал Red Bull лишь одну десятую, – но затем, как почти всегда бывает, Феттель и Уэббер заметно прибавили.
В общем, скорость Ferrari выше, чем можно представить по количеству очков, заработанных Скудерией после десяти гонок. На многих этапах она почти не отстает от McLaren, но при этом результаты Алонсо и Массы явно ниже. В предстоящих гонках F10 должна показать себя хорошо; Фернандо в машине уверен, поэтому имеет смысл присмотреться к нему внимательнее. Думаю, он вновь начнет выигрывать.
Однако в двух последних гонках у Алонсо возникали трения со стюардами, из-за чего он, возможно, дважды лишился шансов на третье место. Ему кажется, что в Канаде он мог бы победить, если бы маршалы более четко выполняли свою работу и лучше предупреждали аутсайдеров. Словом, Фернандо потерял немало очков, и пока не смог сплотить вокруг себя команду, как это было во времена Renault F1.
Масса же весь сезон выглядит довольно бледно. Наблюдая за ним в паддоке и во время пресс-конференций, замечаешь, что он пребывает в унылом настроении. В этом году ему не удается приспособиться к жестким шинам, но и в целом он уступает Алонсо в скорости, за исключением квалификации в Бахрейне. Похоже, его не вдохновило даже продление контракта с Ferrari.
После жестких маневров, которые Алонсо провел против него в Бахрейне и Китае, Фелипе оказался в тени испанца, и теперь как-то пытается собраться с силами. Пока он показывает весьма средние результаты, – но, кроме того, в последних гонках ему сильно не везет».