Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен анализирует тактические решения, которые привлекли его внимание в ходе гонки в Малайзии. Кому-то повезло больше, кому-то – меньше, и все это, в основном, связано с шинным фактором…
Джеймс Аллен: «Как и в Мельбурне, наиболее важным фактором, влиявшим на выбор тактических решений, остается повышенный (по сравнению с Bridgestone) износ шин Pirelli: когда итальянская резина начинает вырабатывать свой ресурс, скорости резко падают. Поэтому в минувшее воскресенье важно было быстро реагировать и принимать четкие решения.
“Мой успех во многом объясняется правильной тактикой, а это зависит и от команды, и от гонщика”, – сказал Дженсон Баттон после финиша в Сепанге.
Но и управляемое заднее крыло, и разница в скорости машин, оборудованных KERS, и тех, на которых этой системы нет, или она не работала, в Сепанге сыграли более заметную роль, чем на первом этапе чемпионата.
На длинных прямых малайзийской трассы обгонять было относительно несложно, особенно для машин с KERS, и стратеги команд, разрабатывая тактические схемы, имели это в виду. Эти схемы, составленные с учетом опыта, полученного в Мельбурне, во многом совпали с расчетами, полученными на симуляторе: разные гонщики проехали дистанцию в Сепанге с двумя, тремя или четырьмя пит-стопами. Те, кто как Марк Уэббер, избрал тактику 4 пит-стопов, в ходе гонки использовали 5 комплектов резины, тогда как всего на квалификацию и Гран При дается 6 комплектов.
Общее время пит-стопа в Сепанге равняется 21 сек., что на 7 сек. меньше, чем в Мельбурне. Следовательно, если бы вам удалось проехать дистанцию без помех, быстрее всего это можно было сделать, посещая боксы трижды. Но в реальности это получилось только у Себастьяна Феттель. Большинство гонщиков, использовавших тактику трех пит-стопов, после выезда из боксов в какой-то момент утыкались в трафик. В такие моменты было очень важно суметь обойти соперника, ехавшего на более старых шинах, и подобных примеров тоже было немало: в частности, Льюис Хэмилтон на 26 круге опередил Виталия Петрова.
Все гонщики первой тройки проехали дистанцию с тремя пит-стопами, используя мягкие шины на трех первых отрезках, и жесткие – в конце дистанции. Именно эта тактика сулила победу, но в реальности все зависело от деталей…
Льюис Хэмилтон: Сомнительные решения
После гонки Льюис Хэмилтон выразил сомнение в правильности тактических решений, принятых командой. Ему казалось, что в боксы его приглашали слишком рано, и в итоге ему пришлось проводить четвертый пит-стоп всего за четыре круга до финиша. Если бы два первых отрезка были несколько длиннее, этого можно было избежать.
Команда возражала, аргументируя тем, что он слишком агрессивно атаковал, преследуя Феттеля в первой фазе гонки, что вызвало повышенный износ резины. Данный пример показывает, сколь тонкое это дело – выбор правильного решения, и что лишние два круга в начале гонки могут повлиять на ее исход.
Хэмилтона также подвело то, что 3-я остановка в боксах на 37 круге длилась слишком долго: из-за этого он пропустил вперед Дженсона Баттона, напарника по McLaren. Льюис, имея шансы финишировать вторым, в итоге занял только 8-е место.
На старте он пропустил вперед Ника Хайдфельда и потом не мог его обогнать, поскольку на прямых Renault R31 была самой быстрой машиной гонки. Первый отрезок Льюис проехал на 3-й позиции и довольно рано, на 12-м круге, свернул на пит-лейн. На свежих шинах ему удалось опередить Хайдфельда, который провел пит-стоп на два круга позже. После этого Хэмилтон начал догонять лидера гонки, Себастьяна Феттеля, к 23 кругу сократив отставание с 9 до 3,9 сек. Но команда, видимо, понимала, что он уже использовал значительную часть ресурса шин, что потом и сказалось на его результате.
Можно спорить, доказывая, что старания Льюиса все равно были тщетны, поскольку у Феттеля еще были резервы скорости, и он явно мог ехать намного быстрее, если было необходимо. Но Хэмилтон – настоящий гонщик, поэтому выбрал соответствующую линию поведения.
Свой второй пит-стоп британец провел на 24 круге, – как ему показалось, раньше, чем нужно: судя по результатам прохождения кругов, он прав. На его машину поставили жесткую резину.
Почему команда приняла такое решение? Причин несколько: Хэмилтон повредил комплект мягкой резины в квалификации, поэтому у него оставалось меньше шин, чем у остальных. Кроме того, в McLaren обратили внимание на пример Адриана Сутила, который в это время на резине Hard ехал быстрее, чем Пол ди Реста, его напарник по Force India, на Soft. К тому же, можно было заметить, что утром в субботу Марк Уэббер проехал длинную серию кругов на жестких шинах и был очень быстр. Так что переход на Hard нельзя считать такой уж плохой идеей.
Было видно, что Хэмилтон пытался преодолеть дистанцию с тремя пит-стопами, но потерял время во время второго визита в боксы, а потом, когда ехал на жесткой резине, начал терять скорость, поскольку появились проблемы с балансом машины.
После контакта с Ferrari Фернандо Алонсо днище на его McLaren получило повреждения. Третий пит-стоп Льюис провел на 37-м круге, но выяснилось, что шины Hard не дотянут до финиша. Он проходил круги примерно за 1 мин. 43 сек., понимая, что придется останавливаться в 4-й раз… В итоге Хэмилтона обошли Хайдфельд, Уэббер, Масса и Алонсо.
В отличие от напарника, Дженсон Баттон смог проехать на жестких шинах 18 кругов, и вплоть до самого конца гонки они не теряли скорость.
Марк Уэббер: Оригинальная тактика
В Мельбурне Марк Уэббер поступил не так, как остальные: он менял резину три раза, тогда как оптимальной была тактика двух пит-стопов. В Малайзии он вновь выбрал оригинальный подход, хотя и располагал самой быстрой машиной. Чем объясняются его проблемы с тактикой, ведь в это же самое время его напарник, Себастьян Феттель, спокойно выиграл две гонки?
В Мельбурне многое объяснялось тем, что он не столь аккуратно работал с шинами, как Феттель. В Сепанге все усугубил плохой старт: на машине австралийца сбоило сцепление, и не работала KERS. Как только скорость достигла 100 км/час (в этот момент гонщики могут использовать KERS), Уэббер пропустил вперед Массу, Алонсо, Хайдфельда, Петрова и Шумахера. С третьей позиции он откатился на 9-ю уже на первом круге, а на третьем его опередил еще и Кобаяши.
Он лишился KERS, которая помогает при обгонах, поэтому вместе с инженером ему пришлось что-то придумывать. Если бы Марк остался на той же тактике, что и остальные, он бы финишировал 9-м. Поэтому вскоре было принято решение поменять тактику и проехать дистанцию с 4 пит-стопами. Это позволило агрессивно атаковать на четырех из пяти отрезков, но он потерял немало времени за Кобаяши, который ехал на две секунды медленнее, чем лидер гонки, Себастьян Феттель. И все-таки, скорость Red Bull RB7 такова, что Уэббер удавалось постепенно пробиваться вперед, как только трасса перед ним освобождалась.
Изменение тактики оказалось оправданным, поскольку позволило отыграться и финишировать 4-м. Он смог обойти Кобаяши, Шумахера, Петрова и Массу, провел несколько отличных обгонов. Кроме того, на руку Уэбберу сыграли проблемы Хэмилтона и Алонсо.
Кобаяши: Sauber опять лучше всех работала с шинами
Камуи Кобаяши произвел в воскресенье очень хорошее впечатление. Он ехал довольно агрессивно, проводил яркие обгоны, но при этом смог достаточно долго сохранять шины, преодолев дистанцию с двумя пит-стопами.
Эту же тактику применили Ковалайнен, Глок и Альгерсуари, но наиболее эффективно ею распорядился Кобаяши, стартовавший 10-м, а финишировавший 7-м.
И все-таки, скорее, эта тактика для японца была вынужденной. Он собирался проводить первый пит-стоп на 17-м круге, и на первом отрезке его скорость была не такой уж высокой. На втором комплекте шин он боролся с Михаэлем Шумахером, который тоже ехал с тремя остановками. На заключительном отрезке Кобаяши удалось проехать на жестких шинах 20 кругов. Камуи отлично поработал и обошел Шумахера, когда тот в третий раз поехал в боксы. А потом, уже после финиша, поднялся еще на одну строчку вверх – после того, как Льюис Хэмилтон был оштрафован».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com