В Сильверстоуне 61 год назад началась официальная история чемпионатов Формулы 1, а в середине 80-х эта трасса была самой быстрой в сезоне – Кейо Росберг показал на квалификационном круге среднюю скорость почти 260 км/ч, этот рекорд держался до 2002 года. Сейчас конфигурация изменилась, но трасса сохранила свой характер. Неудивительно, что пилоты с удовольствием выступают здесь, ведь в Сильверстоуне многое зависит именно от гонщика.
Команда Mercedes GP предваряет очередной этап рассказом об особенностях британского гоночного кольца.
Как новая конфигурация отразилась на характере трассы?
Из-за изменений, сделанных к прошлогодней гонке, протяженность круга возросла на 750 метров, а время, необходимое на его преодоление – примерно на десять секунд. Нынешняя версия на 1241 метр (27%) длиннее первоначальной, использовавшейся в 1950 году. Интересно, что самая первая конфигурация Сильверстоуна, которая принимала соревнования в 1948-м, была практически точно такой же протяженности, как кольцо образца 2010 года.
Несмотря на недавние переделки, средняя скорость почти не изменилась – в квалификации 2009 года она составила 236,915 км/ч, тогда как в 2010-м – 236,652 км/ч. В восьми поворотах по ходу круга скорость превышает 250 км/ч и лишь в двух опускается ниже 100 км/ч. Для сравнения – в Монако есть восемь поворотов, где пилоты едут медленнее 100 км/ч, и ни одного, где машины разгоняются до 250 км/ч.
Какой поворот Сильверстоуна самый быстрый?
Если исходить из нумерации FIA, это второй поворот, известный также как Farm Curve. Он расположен на новой секции и на самом деле является скоростным изломом, а вовсе не полноценным поворотом. Если же принимать во внимание только полноценные повороты, то наибольшую скорость пилоты развивают в первом из них – Abbey, правом вираже в конце нового комплекса боксов, который гонщики преодолевают, лишь самую малость приподнимая ногу с педали акселератора. Скорость в этом месте достигает 290 км/ч.
По мнению Михаэля Шумахера, «в прошлом году там было довольно скользко из-за нового асфальта, но я ожидаю, что теперь все будет куда лучше». Пиковая боковая перегрузка в первом повороте составляет 4,8g, причем на протяжении 1,3 секунды она превышает 4g. В этот момент величина аэродинамической прижимной силы в два с половиной раза превышает вес машины и составляет 22 кН (эквивалент 2,2 тонн).
Одна из самых известных в Формуле 1 связок поворотов – это участок от Copse через Maggots и Becketts. В чем его особенная сложность?
Если оперировать номерами, то Copse сейчас – это девятый поворот, комплекс Becketts – с 10-го по 14-й, а Stowe – 15-й. Общая протяженность этой секции составляет 1,88 км (или 32% от общей дистанции), на ее преодоление требуется около 25 секунд, средняя скорость при этом составляет 272 км/ч, а минимальная – 195 км/ч.
Что испытывают пилоты в комплексе Becketts?
Этот участок, на самом деле, состоит из пяти поворотов. За короткое время сильная перегрузка, действующая на гонщика, несколько раз меняет направление. По словам Михаэля Шумахера, «главное в Сильверстоне – это быстрые виражи, но не менее важно пройти секцию от 11-го до 14-го поворота. Если избрать неверную траекторию на входе в первый из них, это будет негативно сказываться вплоть до выхода из последнего».
С напарником согласен и Нико Росберг: «Это отличный отрезок, очень сложный, потому что сцепление с асфальтом там просто невероятное. Для успешного прохождения крайне важен идеальный баланс». С точки зрения техники, в связке Maggotts/Becketts одновременно требуются большая прижимная сила и быстрота в смене направления движения. Там общая прижимная сила составляет 21 кН (эквивалент 2,1 тонны). Пилот едва касается тормозной педали перед 12-м поворотом и использует около 35% общей тормозной мощности перед 13-м.
Вот какие перегрузки выпадают на долю гонщиков на этом участке:
Поворот | Направление | Скорость | Перегрузка |
10-й | левый | 300 км/ч | 2,2g |
11-й (Maggotts) | правый | 275 км/ч | 4,8g |
12-й (Becketts 1) | левый | 230 км/ч | 3,9g |
13-й (Becketts 2) | правый | 195 км/ч | 3,9g |
14-й (Chapel) | левый | 240 км/ч | 2,2g |
Две половины трассы довольно сильно отличаются друг от друга. От седьмого поворота (Luffield) до входа в 16-й (Vale) нет ни одного медленного участка. Насколько велико отличие от другой части, если оперировать цифрами?
Протяженность участка от седьмого до 16-го поворота составляет 3,2 км, это 54% общей дистанции. Его преодоление занимает примерно 41 секунду, средняя скорость составляет 250 км/ч. Оставшаяся часть – от Vale через петлю Arena и до Luffield – это 2,7 км (46%), где пилоты находятся на протяжении 48 секунд и показывают среднюю скорость в 199 км/ч. Другими словами – одна половина круга действительно на 25% быстрее другой.