Сегодня исполняется 70 лет одному из самых уважаемых людей формульного паддока, Рыцарю-командору Британской империи и Кавалеру ордена почетного легиона Фрэнку Уильямсу.
Он родился в небогатой семье на севере Англии, а событие, коренным образом изменившее его жизнь, произошло в конце 50-х. Один из друзей дал Фрэнку прокатиться на спортивном Jaguar – и тот в одно мгновение влюбился в скорость. Уильямс был готов работать днями и ночами, чтобы иметь возможность выступать в соревнованиях. Его невероятное упорство, самоотдача и целеустремленность позволили преодолеть череду безоговорочных поражений, от которых у любого другого давно бы опустились руки.
Фрэнку не было и 25 лет, когда он решительно поставил крест на собственной спортивной карьере и стал заниматься гоночным бизнесом. В короткие сроки он завоевал авторитет сначала на британской, а затем и на европейской арене. Он был готов наклеивать на свои машины любые логотипы и сажать за руль кого угодно, лишь бы получать опыт и возможность двигаться дальше.
К середине 70-х Williams закрепилась в Формуле 1, и британец в первый и единственный раз решил допустить к руководству командой другого человека. Уж больно заманчивые слова говорил канадский богач Вальтер Вольф. Но не прошло и пары лет, как он указал Фрэнку на дверь – и тому в который уже раз пришлось начинать все с чистого листа.
Заручившись поддержкой верного друга Патрика Хэда и арендовав пустующий склад ковров в Дидкоте, Уильямс запустил проект Williams Grand Prix Engineering. Уже в дебютном сезоне 1978 года был завоеван подиум, в следующем – победа, а в 1980-м Алан Джонс принес Фрэнку чемпионский титул и – вместе с Клеем Регаццони – Кубок конструкторов. Потом выигранных чемпионатов было еще много, почти полтора десятка.
Самое страшное испытание выпало на долю Уильямса летом 1986 года. Возвращаясь с тестов в Ле-Кастелле, он попал в аварию – машина упала с моста. Врачи спасли британцу жизнь, но он не был пристёгнут, потому навсегда оказался прикован к инвалидному креслу. Но Фрэнк вернулся в паддок и еще много лет вел свою команду от победы к победе, сделав Williams одной из икон Формулы 1.
Он по-прежнему не терпел посягательств на своё единоличное руководство, потому альянс с BMW, суливший в начале 2000-х такие хорошие перспективы, в итоге распался – и история показала, что Фрэнк оказался прав, ибо когда на горизонте загрохотали раскаты грядущего финансового кризиса, его недавние партнеры быстро сбежали из Формулы 1. Williams же продолжает выступления.
И пусть в последние годы частной команде сложно бороться с богатыми грандами, а сам Уильямс уже не так часто приезжает на Гран При, он внес огромный вклад в историю гонок – и по праву занимает почетное место в одном ряду с Энцо Феррари, Колином Чепменом и Кеном Тиррелом.
Коллектив F1News.Ru присоединяется к поздравлениям Сэру Фрэнку, желает ему крепкого здоровья и долгих лет жизни!