Перед началом шестого гоночного уик-энда сезона главный операционный инженер Lotus F1 Team Алан Пермейн и инженер-моторист Renault F1 Рикардо Пентеадо рассказали о вызове, который ждёт команды в Монако...
Трасса
Алан Пермейн: «Тесный первый поворот видел множество инцидентов, в нём гонщикам нужно соблюдать осторожность, чтобы избежать повреждения машины. В третьем повороте проблем нет, а между четвёртым и пятым приходится смещаться с траектории, чтобы избежать серьёзной кочки.
Шестой поворот – самый медленный не только на этой трассе, но и во всём сезоне, что необходимо учитывать при настройке рулевого управления и подвески. Седьмой и восьмой поворот важно пройти чисто, ведь в туннеле – газ в пол, это самый быстрый участок трассы. Гонщикам непросто справиться с переходом от естественного освещения к искусственному и обратно. Температура асфальта в туннеле отличается, что тоже может преподнести сюрприз.
Выход из туннеля, шикана десятого поворота – здесь можно побороться за позицию и гонщики порой допускают ошибки. Потом скоростная связка у бассейна, которая заканчивается жестким торможением перед 15-м поворотом и, через несколько поворотов, приводит вас в Rascasse – это второй медленный участок, машины проезжают близко к барьерам. Оптимальный выход из последнего поворота, где нужна высокая динамика разгона, поможет добиться большей скорости на старт-финишной прямой».
Машина
Алан Пермейн: «Если говорить об аэродинамике, то мы подготовили к Монако «большое» заднее антикрыло, способное обеспечить большую прижимную силу на низких скоростях, характерных для этой трассы. Не менее важен хороший прижим и в передней части машины – мы будем использовать максимальную конфигурацию переднего антикрыла, пытаясь компенсировать недостаточную поворачиваемость, вызванную особенностями трассы.
В Монако гораздо больше кочек и неровностей, чем на стационарных автодромах, здесь нужны более мягкие настройки подвески, позволяющие поддерживать постоянный контакт шин с асфальтом. Мы используем иную конфигурацию амортизаторов и пружин, чтобы добиться эффективного механического сцепления, не потеряв в аэродинамической прижимной силе.
С тормозами в Монако нет серьёзных проблем – скорости невелики, да и гонка не столь продолжительная – проблем с износом тормозов не возникает, однако, важно контролировать их температуру. Здесь нет скоростных участков, на которых их можно было бы остудить, а постоянные разгоны и торможения способны разогреть систему до высокой температуры.
В этот уик-энд мы впервые будем использовать в гонке шины SuperSoft с красной маркировкой. Кроме них, мы получим состав Soft. Износ на этой трассе невелик из-за гладкого асфальта и небольшой средней скорости».
Двигатель
Рикардо Пентеадо: «Трасса в Монако уникальна. В двенадцати поворотах скорость не превышает 120 км/ч, скоростными можно назвать только Massenet – около 150 км/ч, Tabac – 170 км/ч и первую связку у бассейна – 200 км/ч. При этом все они расположены близко к барьерам, поэтому крайне важно обеспечить эффективную управляемость двигателя.
Чтобы показать хорошее время в квалификации, гонщики должны чувствовать уверенность в работе мотора на разных оборотах – любая заминка на выходе или, наоборот, неожиданная прибавка мощности, может привести к потере десятой доли секунды. Мы уже разработали базовую карту работы мотора, но я уверен – в четверг в неё придётся внести множество небольших поправок.
Мы начали подготовку к Монако в прошлый понедельник, во время традиционного брифинга. Во вторник мы ещё раз проанализировали все данные, собранные во время испанского уик-энда, чтобы ничего не упустить, а в среду встретились с сотрудниками базы в Энстоуне, обсудив аспекты, в которых нужно прибавить перед этапом в Монако. В четверг началось моделирование выбранных передаточных чисел и другие стендовые испытания.
Позади уже четверть сезона, базовая картография двигателя определена, и нам нужно «лишь» её уточнить, добившись оптимальной управляемости на конкретной трассе. Подготовка к Гран При Монако занимает больше времени, чем обычно, поскольку мы не можем использовать большой объём данных от прошлых Гран При.
Мы поставим те же двигатели, которые проехали дистанцию гонки в Шанхае и позволили заработать двойной подиум в Сахире. После Монако они будут работать по пятницам – по крайней мере до Спа или Монцы.
Если говорить о гонщиках, то агрессивный стиль Кими можно считать преимуществом. Многие в паддоке согласны с тем, что легче успокоить тигра, чем заставить овец охотиться на волка! Роберт Кубица продемонстрировал это в 2010, стартовав с первого ряда и финишировав на подиуме – у Райкконена похожий подход.
Роман отлично справился со своей работой на непростой трассе в Мельбурне. Он хорошо знаком с Монако по гонкам GP2 и, похоже, любит эту трассу. Я уверен, свойственная ему точность пилотирования тоже может стать преимуществом в Монако!»