Автодром имени Жиля Вильнева традиционно считается «грозой моторов». Инженер Renault Sport F1 Дэвид Март, работающий с машиной Марка Уэббера, рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются команды при выборе настроек двигателя в Канаде.
Дэвид Март: «В Монреале может быть прекрасная солнечная погода во время квалификации и пойти дождь в воскресенье. Или дождь может идти в пятницу, а в воскресенье будет сухо. По многим причинам второй вариант хуже, невероятно сложно определить расход топлива на сухой трассе во время дождевых свободных заездов.
Во время дождя машины едут медленнее, потребляют меньше топлива. Прибавьте к этому высокую влажность и меньшее количество кислорода, попадающего в двигатель. В результате расход снижается ещё сильнее. Всё зависит от оценки уровня риска, и если вы уверены в дожде, то в машину можно залить меньше топлива, чем нужно для сухой гонки. Однако меньшее количество топлива – потенциальный риск. Если погодные условия снова изменятся и трасса начнет подсыхать, то может оказаться, что топлива в машине слишком мало. Таким образом, необходимо рассчитывать расход в расчёте на сухую гонку. Однако необходимо учитывать, что машины заправляют за 45 минут до старта!
Если FIA объявляет гонку дождевой, а квалификация прошла по сухой трассе, мы имеем право изменить систему охлаждения мотора. Во время дождя машины едут медленнее, при меньших оборотах двигатель вырабатывает гораздо меньше тепла, машины проезжают меньшую дистанцию с полностью открытым газом. Двигатель потребляет меньше энергии и, соответственно, выделяет меньше тепла.
Если оставить систему охлаждения, рассчитанную на сухую гонку, то двигатель будет переохлаждаться. Необходимо помнить, что для безопасной работы мотора температура охлаждающей жидкости должна находиться в диапазоне от 70 до 80 градусов. Во время дождя эта температура гораздо ниже.
Мы должны помочь гонщику проходить повороты без пробуксовки на мокрой трассе, важно подобрать оптимальную карту настроек. Во время дождя она должна быть более прогрессивной с точки зрения контроля мощности, чтобы не допустить внезапной прибавки крутящего момента или пробуксовки колес».
Особенностью автодрома имени Жиля Вильнева является наличие нескольких типов асфальта на разных участках трассы. Инженерам приходится учитывать этот факт при выборе настроек...
Дэвид Март: «Всегда тяжело, когда характеристики трассы меняются на разных участках круга. Из-за этого не всегда удается найти компромисс. Все сводится к тому, какой крутящий момент нужен гонщику при определённом нажатии на педаль газа. В пятницу мы будем искать эти настройки.
Если погодные условия неизменны, то гораздо легче найти компромисс, при котором пилоты будут довольны работой двигателя. Но если погода начнет играть с нами, как это было в последние несколько лет, придется выбирать лучший вариант из имеющихся».