Амбиции порой определяют результат, и в этом плане Scuderia Toro Rosso – уникальная команда. Пока соперники ведут упорную борьбу, «младшая» команда Дитера Матешица планомерно работает по программе подготовки гонщиков молодёжной программы Red Bull.
В 2012-м команда полностью сменила состав, но результаты остались прежними. Toro Rosso вернулась на девятую строчку Кубка конструкторов, которую занимала в 2010-м, а прошлогоднее восьмое место скорее объяснялось неудачами Williams.
Scuderia Toro Rosso |
Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2012 | 20 | 9 | 26 | 6 | 8 |
2011 | 19 | 8 | 41 | 7 | 7 |
Жан-Эрик Вернь | 20 | 17 | 16 | 11 | 8 |
Даниэль Риккардо | 20 | 18 | 10 | 6 | 9 |
Как и «старшая» Red Bull Racing, Scuderia Toro Rosso представила новую машину перед началом зимних тестов в Хересе. Мероприятие получилось скромным, но настроение у руководства и двух молодых гонщиков – Даниэля Риккардо, работавшего в 2011-м с HRT, и дебютанта Жана-Эрика Верня, было позитивным. Пилотов ждал первый полный сезон в Формуле 1, а команда была уверена в скорости машины – продолжительный переходный период, во время которого в Toro Rosso произошли многочисленные перестановки, чтобы сделать команду самостоятельным конструктором, остался позади.
Франц Тост, руководитель команды: «STR7 – третья машина, полностью разработанная и построенная в Toro Rosso. Мы инвестировали серьёзные средства в создание необходимой инфраструктуры, и я надеюсь, что это позитивно повлияет на результаты.
В 2011-м мы пригласили в команду около двадцати новых инженеров, добились большей эффективности в отделе аэродинамики и CFD, из McLaren пришёл Лука Фурбатто, занявший пост главного конструктора. Мы пригласили новых людей и в команду, которая работает на гонках – их опыт поможет нам добиться прогресса».
Команда полностью отработала программу зимних тестов, и на квалификации в Мельбурне выглядела очень неплохо – Риккардо и Вернь стартовали с 10-й и 11-й позиции, а Даниэль заработал два очка. На следующем этапе Вернь финишировал в десятке, а потом началась полоса неудач – в девяти Гран При подряд молодые пилоты не только не зарабатывали очков, но порой не могли пробиться во вторую сессию квалификации.
Машина, разработанная под руководством Джорджио Асканелли, вновь оказалась неудачной. Отчасти дело в том, что команда финансировалась по остаточному принципу – все ресурсы отданы чемпионской Red Bull Racing. С другой стороны, команда не ставила перед собой очевидных спортивных задач, вновь заняв промежуточную позицию между восьмёркой более сильных команд, семь из которых в этом году выигрывали гонки или поднимались на подиум, и тремя аутсайдерами.
В результате, пока соперники дорабатывали машины и сражались друг с другом за позицию в Кубке конструкторов, Toro Rosso застыла на месте, уверенно опережая аутсайдеров, но всё больше отставая от фаворитов.
Необходимость перемен назрела, и во время летнего перерыва команда рассталась с техническим директором Джорджио Асканелли, пригласив на этот пост Джеймса Ки, которому прежде удавалось строить конкурентоспособные машины при относительно скромном бюджете. Удивительно, но приход Ки сразу добавил мотивации – после этапа в Монце, когда Джеймс впервые поднялся на командный мостик, гонщики гораздо чаще зарабатывали очки.
Впрочем, оценить прогресс можно будет только в 2014-м. Команда уже вовсю работала над новой машиной, когда пришел Ки, но он провёл реструктуризацию, в рамках бюджета усилил ключевые области, и готов воспользоваться переменами в регламенте, которые ждут Формулу 1 с переходом на новые двигатели.
Ходят упорные слухи о приходе новых инвесторов, которые будут названы на презентации STR8, и многие считают, что если команда станет более самостоятельной, то у гонщиков молодёжной программы Red Bull появится более конкурентоспособная техника. Но не более – любых вариантов соперничества с Red Bull Racing существующая схема работы команды не предусматривает, и это как раз тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Состав команды в следующем году сохранится – оба гонщика отработали первый сезон из двух, предусмотренных программой подготовки, а в конце 2013-го состав наверняка обновится. Возможно, кто-то из действующих пилотов в итоге получит долгожданный приз, подписав контракт с Red Bull Racing, так что ситуация в Toro Rosso не лишена интриги – наблюдать за борьбой Верня и Риккардо в погоне за столь серьёзной наградой будет интересно.