После первой тестовой сессии 2013-го года в Хересе трудно делать определенные выводы, которые могли бы задать какие-то ориентиры накануне предстоящего сезона: сказать, кому достанется поул в Мельбурне, по-прежнему невозможно. Тем не менее, тесты дали достаточно пищи для размышлений.
Уже можно было понять некоторые тенденции, увидеть, с какими машинами команды собираются работать в новом сезоне, прикинуть, насколько эффективно они взаимодействуют с новой резиной, как справляются с быстрыми кругами и с длинными сериями кругов. Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен предложил бывшему главному инженеру Williams Марку Гиллану подвергнуть машины разных команд краткому техническому анализу.
Red Bull Racing
Новое шасси RB9 – это шаг вперед по сравнению с прошлогодней машиной, которая в конце сезона позволяла выигрывать гонки, по скорости не уступая McLaren. Как и все разработки Эдриана Ньюи, она отличается эффективной аэродинамикой. И хотя пока она еще не поразила своей скоростью, можно предположить, что в Red Bull, как всегда, не спешат раскрывать все карты.
Продолжается тенденция предыдущих лет: машина Red Bull занимает предпоследнее место, если оценивать максимальную скорость на прямой: Себастьян Феттель разгонялся до 291 км/час, тогда как гонщики Force India и Lotus показали 305 км/час.
В прошлом году к концу сезона за счет двойной DRS команде удалось поднять максимальную скорость на прямых, не проиграв при этом в прижимной силе в поворотах. Но без этой системы машина Red Bull уступает технике соперников. Тем не менее, это не столь существенно, если машина все равно позволяет выиграть квалификацию и стартовать с поула. Но если гонщику приходится вести борьбу с соперниками на трассе, подобный дефицит максимальной скорости на прямых может оказаться слабым местом RB9.
На длинных сериях кругов пилоты Red Bull демонстрировали скорость и стабильность, поэтому их надо считать кандидатами на победы. Однако команда лишилась некоторого преимущества, которое обеспечивали гибкие передние крылья, поскольку изменились требования к их жесткости, и инженеры на базе Red Bull Racing будут изучать телеметрию, чтобы понять, сколь велики потери скорости, с этим связанные.
Ferrari
Фелипе Масса за рулем F138 на третий день сессии показал лучшее время тестов в Хересе: 1 мин. 17,879 секунды. Новая Ferrari – это заметный шаг вперед по сравнению с прошлогодней машиной. Однозначно, F138 не доставляет команде проблем, подобных тем, с какими они столкнулись на предсезонных тестах год назад. Уже на второй день Скудерия смогла приступить к испытаниям новых компонентов, таких как выхлопная система иной конструкции, другой диффузор и переднее крыло. Несомненно, в Барселону итальянская команда планирует привезти еще немало новинок.
В Ferrari используют разработку, повышающую эффективность DRS, основанную на применении гидравлического выключателя, которая перенаправляет воздушный поток, когда его скорость превышает определенный предел. Добиться стабильной работы такой системы в условиях гонки непросто, но если в Маранелло добьются успеха, она может дать определенное преимущество. Большинство команд, вероятно, по ходу сезона будут экспериментировать с подобными вещами.
Похоже, что такая разработка может стать первой из списка «обязательных» инноваций, которые мы увидим в 2013-м году. Задача Ferrari состоит в том, чтобы начать сезон с машиной, которая позволит бороться за места в первом ряду – тогда Фернандо Алонсо получит определенную основу, позволяющую добиться стабильных результатов, чтобы вновь бороться за титул.
McLaren
Возможно, на первых тестах McLaren оказалась несколько в тени, но это еще не факт. В первый же день Дженсон Баттон на жесткой резине на грязной трассе проехал круг за 1 мин. 18,861 секунды, чем удивил многих. После этого команда не блистала скоростью, но продолжала изумлять соперников.
На этой стадии тестов машина МР4-28 лучше смотрится на жестких шинах, чем на мягких, но команда при этом проверяет эффективность большого числа новинок, экспериментирует с настройками, так что выводы о том, как McLaren будет смотреться по ходу сезона, делать рано. Если учесть, что разница в скорости между Hard и Soft составляет примерно секунду, то результат Баттона, показанный в первый же день, вполне сравним с лучшим результатом тестов, показанным Массой в четверг, когда трасса позволяла ехать явно быстрее. Так что скорость McLaren не стоит преуменьшать.
Lotus
Не исключено, что Lotus можно считать самой стабильной командой прошлого года, и ее новая машина смотрится лучше, чем Е20. По скорости она мало уступает лидерам, если вообще уступает, и это хорошие новости для болельщиков Кими Райкконена.
Конструкторы команды под руководством технического директора Джеймса Эллисона применяют вполне прагматичный подход, если новые смелые идеи себя не оправдывают. Пока все идет неплохо, новая машина быстра на отдельно взятом круге на мягкой резине. Квалификации были слабым местом Lotus в 2012-м, и если команда претендует на более высокие результаты, эту проблему необходимо решить.
Mercedes
Первые два дня команда решала технические проблемы, но в целом осталось впечатление, что W04 уступает по скорости машинам Red Bull, Lotus, McLaren и Ferrari. Было заметно, что на длинных сериях кругов на машине Mercedes изнашивается резина, так что работы впереди еще много. Но Льюис Хэмилтон настроен вполне позитивно, так что теперь все зависит от темпов доводки шасси.
Sauber
Sauber всегда считается темной лошадкой. В прошлом году команда произвела сильное впечатление тем, насколько бережно ее машина взаимодействовала с резиной. Бюджет Sauber можно сравнить с бюджетом Lotus, и в Хинвиле всегда умели работать. Они не так сильно проигрывают лидерам, и, возможно, на этой стадии даже опережают Mercedes.
Эстебан Гутьеррес привлек общее внимание скоростью и стабильностью на длинных сериях кругов в последний день тестов. Но блеснуть на тестах не так сложно: труднее ему придется в дни гоночных уик-эндов, когда нужно будет показывать реальные результаты. Интересно понаблюдать, чего он сможет добиться.
Какие задачи команды пытаются решить на тестах?
Команды ставят перед собой четкие задачи: они работают с 4 уровнями топлива: 20 кг, 60 кг, 80 кг и 140 кг. На тестах в основном в баки машин заливают 60-80 кг топлива. Полностью баки заполняются, только когда проводится имитация гонки. А единственный случай, когда в баках может быть меньше 20 кг – это когда проводится имитация квалификации.
Серьезные команды вообще не заливают меньше 20 кг – этого хватает на серию из шести кругов. Но необходимо проявлять осторожность, поскольку шины могут выдержать лишь пару быстрых кругов.
Температуры на этой неделе были на уровне 15 градусов, что не так и плохо для зимних тестов, но это нельзя сравнить с реальным гоночным уик-эндом, когда воздух может прогреваться до 30 градусов и выше. Впрочем, зимние тесты дают ответы далеко не на все вопросы.