После того как год назад Ярно Трулли завершил свою карьеру в Формуле 1, новости об итальянском гонщике появлялись нечасто. Но в воскресенье он напомнил о себе, дав интервью британскому сайту Crash.net.
«То, что я вам рассказываю, чистая правда, я не люблю всякие выдумки, – подчеркнул Трулли. – Я стараюсь реалистично смотреть на вещи. Год назад люди не поняли, что это я сам принял решение больше не выступать за Caterham. Я дал команде шанс выжить за счет приглашения рента-драйвера».
В феврале 2012-го в Caterham отказались от услуг Трулли, хотя у него был действующий контракт, пригласив Виталия Петрова. Вспоминая тот эпизод, Ярно не скрывает, что был разочарован, когда команда сообщила ему об этом просто по телефону, но уверяет, что не держит ни на кого зла: «Я понял, что Caterham откатывалась назад вместо того, чтобы двигаться вперед, и что у команды нет шансов на будущее. Поскольку я не получал от команды денег, то не слишком расстроился, когда мне сообщили, что я уже не буду выступать. К тому моменту я уже поработал на тестах, опробовал новую машину, и она ничем не отличалась от своей предшественницы.
Понимаете, если бы я остался в команде, ситуация для Caterham или для меня вряд ли бы заметно изменилась…»
Поэтому Ярно решил вернуться к более спокойной жизни: теперь он больше времени уделяет своему винодельческому хозяйству, расположенному в итальянском районе Пескара, своему отелю в швейцарском Давосе и другим деловым проектам. Впрочем, у него есть время размышлять о ситуации в современной Формуле 1, и он готов поделиться этими соображениями. Легко представить, что эта ситуация ему не нравится.
«По-моему, когда из чемпионата ушли автоконцерны, в Формуле 1 не стало конкуренции, и лишь несколько команд в состоянии строить действительно хорошие машины, – считает итальянец. – Понимаете, когда в чемпионате участвовали заводские команды, разумеется, тоже были лидеры, была машина, которая доминировала в том или ином году, но всегда оставалась надежда, что по ходу сезона можно будет отыграться. Но в современной Формуле 1 это почти невозможно, потому что автоконцернов уже почти не осталось: есть лишь Ferrari, Mercedes и Renault, который превратился в поставщика моторов.
В мое время можно было обратиться к спонсорам и предложить: “Посмотрите, у нас есть два отличных гонщика, пожалуйста, инвестируйте в нашу команду, потому что у нас неплохой потенциал”. А сейчас все по-другому, примерно так: “Мы проведем презентацию машины, а как насчет гонщиков? Они нас не волнуют”. Я бы сказал, что финансовые проблемы испытывает 70% команд, ведь в условиях экономического кризиса им нужно как-то выживать.
Мне жаль молодых гонщиков, потому что у многих талантливых пилотов нет спонсоров, а значит у них минимум шансов пробиться в Формулу 1. Большинство гонщиков платят, чтобы выступать в Ф1, и это нехорошая тенденция. Раньше пилоты попадали в чемпионат мира за счет своих профессиональных качеств. Теперь такого нет. Формула 1 превратилась в контору по прокату очень дорогих машин.
Задайте себе вопрос, что новые команды дают Формуле 1? Раньше их задача была в том, чтобы приглашать молодых гонщиков, но сейчас такого нет, сейчас приглашают только гонщиков с деньгами, неважно, какого возраста – лишь бы платили. Второй пилот может быть и без денег, и он обычно добивается более высоких результатов, чем рента-драйвер. Уровень пилотирования, который мы видим, очень низкий – разве что первые пять или шесть гонщиков ездят нормально. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужно, чтобы в Формулу 1 вернулись автоконцерны».
С какими-то комментариями итальянского ветерана хочется согласиться, какие-то вызывают вопросы, но только в течение последнего года из чемпионата мира по финансовым причинам ушли сам Трулли, Рубенс Баррикелло, Камуи Кобаяши, Хейкки Ковалайнен и Тимо Глок. Это уже тенденция, которая, безусловно, настораживает не только Ярно…