Официальный сайт чемпионата продолжает рубрику «Дневник дебютанта». В ней каждый из пяти новичков 2013 года рассказывает о своем первом сезоне в Формуле 1. На этот раз гонщик Marussia Макс Чилтон поделился впечатлениями о работе в главной автогоночной серии мира и сравнил её с GP2, где выступал ранее.
Макс Чилтон: «Становясь гонщиком Формулы 1, вы превращаетесь в очень занятого человека. Не только потому, что проводите больше гонок - здесь вы всегда должны стремиться к высшему уровню. Вы тратите каждый свободный момент на тренировки, на работу на симуляторе, на подготовку к следующей гонке - с максимальной отдачей.
В GP2 у меня было двенадцать гоночных уик-эндов, а в этом году их девятнадцать. От многого приходится отказываться, тренироваться больше, чем прежде. В младших сериях вы тоже очень заняты по ходу гоночных уик-эндов, но редко навещаете базу и почти не садитесь за руль симулятора. В Формуле 1 всё иначе: в промежутке между гонками помещаются множество событий - рекламные мероприятия, телевидение, тренировки и много чего ещё - у вас, на самом деле, остаётся не так много свободных дней.
Кроме того, в Формуле 1 приходится много путешествовать, но я привык к этому в GP2. К концу сезона, вероятно, число поездок, которые вы сделали за год, многих может удивить.
Физически гонки в Формуле 1 в каком-то смысле легче, чем в GP2, особенно по нагрузкам на верхнюю часть тела, благодаря усилителю рулевого управления. Продолжительность гонок в Формуле 1 больше, поэтому необходимо работать над выносливостью, но большое число пит-стопов позволяет разбить гонку на отрезки, и кажется, что она проходит намного быстрее. Сдвоенные гонки в Австралии и Малайзии буквально пролетели. Перерыв до следующих сдвоенных гонок позволяет мне поработать над некоторыми вещами.
На Пасху я ездил в Корнуолл. Я люблю там бывать: это не слишком далеко, так что дорога занимает не так много времени. Гонщики часто бывают за границей, поэтому приятно провести отпуск в родной стране. Но даже на отдыхе вы не проводите больше, чем полдня, не думая о Формуле 1. Вы можете от неё отвлечься и сосредоточиться на чём-то другом, но ни один день не проходит без моральной подготовки и правильной диеты.
Пообщаться с семьёй и друзьями было здорово. Мои друзья знают меня с детства, отчасти они привыкли к тому, что последние 12 лет я выступаю в гонках. Они всегда говорят: "Ты молодец, я видел твою последнюю гонку", но на этом всё, и мы снова становимся просто друзьями и говорим об обычных житейских вещах. Приятно, общаясь с друзьями, на несколько минут отойти от гонок, вновь стать обычным парнем.
С точки зрения пилотажа определённо есть вещи, над которыми я хочу поработать, но в двух первых гонках важно было добраться до финиша и попытаться опередить Caterham, что мы и сделали (в Австралии). У меня возникли определённые сложности в Мельбурне и Сепанге, которые, конечно, не помогли, но если всё идёт идеально, то вы научитесь не столь многому, как тогда, когда сталкиваетесь с проблемами. Я чувствую, что в двух первых гонках многому научился, и две следующие проведу уже с некоторым опытом.
Работа с командой в последних шести Гран При 2012 года определённо помогла, хотя тогда я был лишь наблюдателем, смотрел, что должны делать гонщики, сколько времени это занимает, в какой момент нужно сосредоточиться, а на что можно не обращать внимания.
Начав в этом году работу на тестах, я уже чувствовал себя как дома - знал всех по именам, и даже на первой гонке в Австралии у меня не было ощущения, что я никогда не делал этого прежде. Я прекрасно освоился в команде, и она довольна мной - это хорошая среда для развития, тем более что в этом году у нас отличная машина.
Как известно, Жюль (Бьянки) присоединился к команде довольно поздно, так что на тестах я много работал с машиной, что стало для меня определённым бонусом. Но я не удивился, когда узнал имя своего напарника - я выступал против Жюля в гонках всю свою жизнь. Мы боролись в картинге, в Формуле 3, в GP2. Я неплохо его знаю, он отличный напарник, у него есть опыт работы с машиной Формулы 1, и это хорошо для команды.
Если честно, кроме напарника, вы проводите с другими гонщиками не так много времени - в основном вы видите их на брифингах и во время парада пилотов. Но со многими я выступал в младших сериях и неплохо знаю.
Для меня в этом всё ещё есть что-то сюрреалистичное - стоять рядом с кем-то вроде Себастьяна Феттеля или Фернандо Алонсо на параде пилотов, но многие гонщики очень дружелюбны, и я не чувствовал себя не на своём месте. Уверен, через несколько гонок я буду чувствовать себя совершенно нормально.
Я уже с нетерпением жду домашней гонки в Сильверстоуне. Британские болельщики - лучшие в мире. Гонку в Монако я тоже очень жду, я никогда не управлял машиной Формулы 1 на этих узких улицах. Ну и, конечно, Гран При Бельгии - я люблю скорость Спа.
Немногие люди получают шанс стать гонщиком Формулы 1, поэтому я стараюсь получать удовольствие от каждого мгновения. Нужно упорно трудиться, уделять внимание каждой мелочи, но я хочу выступать здесь долгие годы, поэтому должен добиться определённых результатов. В то же время я хочу наслаждаться происходящим: нет смысла заниматься тем, что вам не нравится. Сейчас я наслаждаюсь своей работой и хочу, чтобы это продолжалось».