Британский эксперт Джеймс Аллен анализирует реакцию команд на заявление Pirelli о предстоящем изменении конструкции шин…
Джеймс Аллен: «Решение Pirelli об изменении конструкции шин по ходу сезона – перед Гран При Канады – раскололо команды, вызвав негативную реакцию тех, кому удалось найти подход к резине 2013 года. Руководитель Lotus F1 Team Эрик Булье и анонимный автор Horse Whisperer на сайте Ferrari критиковали шинников и представителей Red Bull Racing, которые негласно лоббировали эти перемены и активно работали с журналистами.
В Pirelli оказались «между двух огней», но любые перемены, которые произведёт итальянская компания, будут восприняты некоторыми болельщиками, как попытка влияния на результаты чемпионата.
Главная ошибка Pirelli в том, что акцент с борьбы гонщиков – «Прост против Сенны», «Алонсо против Феттеля» сместился в сторону шин – «Hard против Medium». Технические вопросы стали слишком важны, отвлекая внимание от борьбы лучших гонщиков в мире, что вызвало недовольство болельщиков и руководства чемпионата. Однако, в Формуле 1 всегда нужно помнить, что команды всегда защищают только свои интересы.
К примеру, в публикации Horse Whisperer вспоминается гонка в Барселоне 2011 года, в которой гонщики тоже провели по четыре пит-стопа, но тогда никто не жаловался. В прошлом Гран При некоторые пилоты пытались проехать дистанцию с тремя пит-стопами, и были вынуждены совершить четвёртый, потеряв возможность подняться на подиум, а после финиша мы услышали множество жалоб, а владелец Red Bull Racing Дитрих Матешиц заявил, что «Формула 1 – это больше не гонки».
В Lotus и Ferrari хотели избежать перемен, поскольку резина 2013 года позволила им получить некоторое преимущество. Похожей была ситуация в 2009-м, когда одни команды использовали «двойной диффузор», а другие настаивали на его запрете. Или в 2010-м, когда на машинах McLaren появился воздуховод, снижающий эффективность заднего антикрыла ради большей скорости на прямой. Разница лишь в том, что на этот раз вовлечена третья сторона – Pirelli, которой приходится решать и собственные проблемы.
Возможно, в Pirelli допустили тактическую ошибку, объявив о переменах уже на этой неделе – вместо того, чтобы обсуждать число пит-стопов, им стоило сосредоточиться на решении проблемы, приводившей в недавних Гран При к расслоению шин на машинах Ferrari, Mercedes, Force India и Toro Rosso.
Задача Pirelli – избежать расслоения при любых внешних воздействиях. Кроме того, им нужно разработать резину с большим ресурсом, сохранив прежнюю форму и габариты, чтобы не создать проблем для команд, вроде Ferrari и Lotus, которым удалось найти подход к новой резине.
Вероятно, в итоге мы увидим шины, очень схожие с теми, что использовались в первых гонках сезона, острота вопроса уйдёт, хотя, независимо от результатов, некоторые будут говорить, что эти перемены решили судьбу чемпионата.
Пока Формула 1 не приедет в Монреаль и машины не покинут боксы на обновлённой резине, сложно судить о том, кто выиграл или проиграл. Возможно, технические решения, найденные Ferrari, Lotus и Force India по-прежнему будут работать, но более широкий рабочий диапазон новых шин и их больший ресурс позволят отыграть отставание тем, кто не столь эффективно работал с резиной – Red Bull Racing и другим командам. Скорее всего, борьба станет ещё более плотной, но те, кто нашел подход к шинам, получат небольшое преимущество. Посмотрим.
Несмотря на ошибки, многие сочувствуют Pirelli, поскольку им пришлось разрабатывать резину для 2013 года, не имея возможности провести тесты с новыми машинами – командам не удалось договориться о предоставлении шинникам актуальной машины. В прошлом году они неохотно согласились разрешить использование шасси Renault 2010 года для работы с резиной для 2013-го, в результате, когда Lotus удалось построить машину, эффективно работающую с резиной, прозвучали обвинения в том, что команда из Энстоуна извлекла выгоду из этих тестов. В итоге – между командами нет доверия, а у Pirelli нет машины для тестов.
Единственный реальный выход – договориться о проведении одного-двух дней тестов после Гран При, на которых все команды смогут работать с прототипами новых шин. Вспомните времена конкуренции Bridgestone и Michelin, когда после большинства Гран При команды работали ещё три или четыре дня на тестах. При этом у Bridgestone бюджет тестов только для машин Ferrari составлял 20 миллионов долларов».